«Капитал» и Максим Жарников полагают, что уже «Пришло время повременки»

7 февраля 2003 (11:28)

То, что сейчас население платит фиксированную ежемесячную абонентскую плату, генеральный директор ОАО «Связьинформ» Валерий Яшин считает ненормальным.

Вчера в Камерном театре на презентации телефонного справочника «ЖЁЛТЫЕ СТРАНИЦЫ – Екатеринбург –2003» состоялась пресс-конференция с участием генерального директора ОАО «Связьинформ» Валерия Яшина. В разговоре была затронута такая актуальная тема, как грядущее введение повременной оплаты на городские телефонные разговоры. «Я считаю, что повременка должна быть» - подчеркнул Валерий Яшин. По его словам, вопрос о повременной тарификации поднимался еще в конце 70-х годов, но был замят. Повторно к нему обратились в начале 90-х, однако стереотипы населения настолько сильны, что время реформы пришло только через 10 лет.

Необходимость реформы назрела весьма четко. То, что сейчас население платит фиксированную ежемесячную абонентскую плату, Яшин считает ненормальным. «Представляете, что бы было, если бы, например, тарифы за электроэнергию были бы фиксированными и общими для всех? Это был бы взрыв!» – говорит он, - «Нам же все время говорят, что если вы сделаете повременку – будет взрыв». Между тем, по статистическим данным «Связьинформа» при введении повременной тарификации более половины начнут платить меньше, чем платят сейчас, примерно 20% будут оплачивать счета, примерно равные нынешней абонентской плате, и лишь пятая счать станет платить существенно больше. Но ими оказываются, по словам Яшина, как правило, «люди активного образа жизни», для которых телефонные переговоры являются частью процесса бизнеса, и для них даже двукратное увеличение стоимости телефонных разговоров не покажется существенным. Кроме того, никто не может запретить «Связьинформу» ввести систему льгот для пенсионеров и малоимущих людей.

По словам Яшина, на сегодняшний день спрос на фиксированную телефонную связь значительно опережает предложение. Так, по России в целом очередь желающих получить телефонный номер насчитывает 4 млн. человек, только у нас не удовлетворено 170 тыс. заявок. Телефонная связь в России остается существенно дешевле европейской, даже если брать в сравнение тарифы стран Восточной Европы. Так, например, Чехия за 3 года подняла тарифы до уровня в среднем $12 – 16 в месяц, Польша достигла того же уровня за два года, Эстония поступила со своим населением более жестко – она прошла этот путь за 3 месяца.

Конечно, уровень заработной платы в России ниже, чем в Европе, соглашается Валерий Яшин, однако, при формировании стоимости услуги следует исходить из совокупных затрат на ее предоставление. Таким образом, оправданной ценой для «Связьинформа» кажется уровень в $7 – 8. На сегодня же эта величина составляет в среднем 100 руб, причем треть уходит на уплату налогов, а еще треть – на эксплуатационные затраты. В уральском регионе стоимость абонентской платы за городские разговоры равна, однако имеет место значительный разброс цен за междугородние разговоры. Так, звонок из Челябинска в Екатеринбург стоит дешевле, чем из Екатеринбурга в Челябинск.

Еще одной важной темой, затронутой в ходе пресс-конференции, стало обсуждение хода акционирования и реформирования ОАО «Связьинформ». На сегодняшний день «Связьинформ» представляет собой холдинг, имеющий подразделения в 12 регионах западной части России. Бывшее изначально полностью государственным, в прошлом году ОАО продало 25% плюс 1 акцию на сумму $1 875 млн. частным инвесторам, в числе которых есть такие финансовые деятели как Джорж Сорос.

Яшин с гордостью называет «Связьинформ» рекордсменами, ибо даже продажа 75%-ного пакета акций «Славнефти» принесла государству приблизительно на $100 млн. меньше. В дальнейшем планируется продать еще один пакет весом 25% минус 2 акции и оставить, таким образом, контрольный пакет в руках государства. Однако Яшин высказался против этой продажи, поскольку на сегодняшний день рыночная стоимость этого пакета составляет около $450 млн., тогда как, по его словам, существует комплекс мероприятий, который мог бы позволить довести его стоимость до $1,2 млрд. в течение 2 лет. «К сожалению, - посетовал он, - мы являемся лишь приглашенными менеджерами, и будет так, как решит собственник». Между тем, далеко не все в Правительстве поддерживают призыв Яшина не торопиться с продажей четверти «Связьинформа».

Результаты деятельности холдинга за последние годы генеральный директор прокомментировал цифрами: за 2001 г было подключено 1 908 тыс. номеров, что явилось рекордом даже по сравнению с лучшими годами в СССР, а уже 2002 г эта цифра достигла 2 605 тысяч. Общий доход составил 115 млрд. руб., треть из которого была направлена на реинвестиции. Уральский регион в 2002 г вышел на 4 место по России по уровню услуг мобильной связи. Общий доход вырос до $175 млн. со 120 в 2001 г. Было подключено около 600 тыс номеров, 84 тыс только в Свердловской области.


Другие материалы по теме: