«Уральский рабочий» и Татьяна Бурова заметили, что «Скудеет рука дающая»

14 февраля 2003 (10:57)

Налоговая реформа в нашей стране идет уже не первый год, и конца краю ей не видно. Сейчас готовится новый этап, призванный решить двуединую задачу: снизить налоговое бремя и в то же время не обеднить казну. Удастся ли добиться цели, не пожертвовав социальными гарантиями?

Этот вопрос волнует не только тех россиян, чей уровень жизни напрямую зависит от пособий, льгот, дотаций и компенсаций. Президент России Владимир Путин потребовал представить ему прогноз в области налогообложения, в котором были бы просчитаны последствия тех или иных изменений налоговой системы. Чтобы государство заранее знало, к чему следует готовиться. Проанализировав ситуацию за последние годы, Правительство РФ официально заявило, что налоговая нагрузка на экономику снизилась в целом на четыре с лишним пункта валового внутреннего продукта, и впредь она будет снижаться ежегодно на один процент ВВП.

Предприниматели и бизнесмены не отрицают, что предыдущие корректировки налоговой системы оказались достаточно удачными. Снижение подоходного налога, а также ставок социальных отчислений и налога на прибыль самым благотворным образом сказались на производственной сфере — подтолкнули и оживили ее. Однако большой и малый бизнес требует для себя еще больших послаблений. Сейчас на повестке дня — ревизия налога на добавленную стоимость, налога с продаж, единого социального налога. Налог с продаж намереваются вовсе отменить, поскольку он, по общему мнению, тормозит развитие сферы услуг. Ставку НДС в 20 процентов тоже именуют не иначе как тормозом российской экономики. Настаивают промышленники и предприниматели на снижении до 11 процентов ставки единого социального налога и на ликвидации всех остальных взносов с фонда оплаты труда, в том числе и на страховку от несчастных случаев на производстве.

Стремление бизнесменов побольше получать и поменьше отдавать вполне понятно. Но прежде чем идти им на уступки, не мешало бы просчитать, не отразится ли это отрицательно на наполнении бюджета. Настоящий торг идет вокруг единого социального налога. За счет него существуют фонды пенсионного, социального, медицинского страхования. Когда ставку ЕДС снизили в первый раз, фонды это сразу же ощутили, приток денег уменьшился, и существенно. Собранных средств едва хватает на пенсии и их индексацию, на социальную помощь и бесплатную медицину их уже практически не остается.

К примеру, впервые за последние годы нынешний бюджет Фонда социального страхования РФ сверстан с дефицитом: его расходная часть почти на девять миллиардов рублей превышает доходную. В результате заметно урезанными оказались и все социальные блага, за исключением оплаты больничных листов. Оздоравливаться на курортах и в санаториях россиянам придется либо за собственный счет, либо за счет работодателя. Хотя все прекрасно понимают, что самостоятельно купить путевку мало кому по карману и что далеко не каждый владелец предприятия или организации готов выделять деньги на отдых своих работников. Из фонда финансироваться будет лишь долечивание в санатории после стационара и после несчастного случая на производстве.

Разочарование от оскудения Фонда социального страхования россиянам еще предстоит испытать, но один удар по карману они уже ощутили 1 февраля, когда прибавка к пенсии оказалась гораздо меньше обещанной. Законом предусматривается индексация как базовой, так и страховой части пенсии, однако Правительство РФ своим постановлением повысило на 6 процентов лишь базовую часть. Надбавка в 27 рублей на фоне возросших цен на свет, тепло, на товары и продукты, естественно, возмутила людей. Несколько уральцев, вложив три десятки в конверты, отправили их — кто Президенту, кто премьер-министру, кто главе Пенсионного фонда.

Так что снижение налогового бремени на предпринимателей имеет и отрицательную сторону. В частности, в нынешнем году планируется собрать в бюджет в полтора раза меньше средств от применения упрощенной системы налогообложения, чем их было собрано в году позапрошлом. И это при том, что с 1 января число малых предприятий, желающих работать по упрощенной схеме, возросло по России в 2,8, а индивидуальных предпринимателей — в 3,2 раза. Оскудение казны не может не волновать россиян. Ведь многие балансируют на грани нищеты, рассчитывают на пособия. Но хватит ли у бюджета денег на поддержку малоимущих, инвалидов, ветеранов, сирот, если уменьшится приток средств за счет налогов? Вопрос не праздный, и отрет на него, скорее всего, будет отрицательный. Ведь не случайно государство старается переложить социальные обязательства на плечи местных, в том числе муниципальных бюджетов, а также на плечи работодателей. Но смогут ли первые подставить плечо бедным и слабым, когда не имеют средств даже на самые насущные нужды? И захотят ли вторые тратить прибыли на путевки, пособия, содержание клубов и детских спортшкол? Богатые фирмы, возможно, и не поскупятся для своих подчиненных, ну а как быть врачам, учителям, труженикам заведомо убыточных, но нужных людям отраслей? О них тоже нельзя забывать — хотя бы потому, что мы претендуем называться государством не только рыночным, но и социальным.

Нельзя умолчать и о другом. Идя на налоговые послабления промышленникам и предпринимателям, федеральные власти завоевывают их симпатии. Сбрасывая бремя забот о социально незащищенных слоях населения на местную власть, столичный истеблишмент переводит на глав городов, районов, поселков и ропот недовольства низкими зарплатами, пенсиями, стипендиями, а также высокими ценами и тарифами. Эх, до Москвы далеко, до царя высоко — и сегодня не устарела, к сожалению, эта древняя русская пословица.


Другие материалы по теме: