«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: «Танкисты» перешли границу»

19 февраля 2003 (10:56)

«Танкистами» за их агрессивную тактику ведения бизнеса называют ТНК – Тюменскую нефтяную компанию. Не изменили они своей манере и когда задумывали заманить в стратегический альянс British Petroleum (BP). При этом в отличие от своих российских конкурентов «танкисты» не очень работали над корпоративным имиджем, а наоборот, начали с того, что умыкнули из под носа ВР «Кондпетролеум» и «Черногорнефть». И потом чуть не два года судились с англичанами из-за «Сиданко»

Что и принесло свои плоды. «Танкистам» удалось продать ВР сразу 50% акций ТНК за астрономическую сумму в 6.75 млрд. долл. Тогда как, например, «Сибнефть» сумела понравиться западным инвесторам всего на 2 процента своих акций. И даже более успешный «ЮКОС» разбогател за счет продажи акций и облигаций всего на 1 млрд. долл.

Впрочем, об альянсе ТНК с ВР сказано и написано достаточно много. Мы же попробуем разобраться с тем, как произошедшее отразится на ситуации в Свердловской области.

Прежде всего напомним, что у нас в области действует Уральская нефтяная компания, контролирующая сеть автозаправок. А учредителями ее являются как раз «танкисты» вкупе с областным правительством. Причем контрольный пакет в УНК принадлежит ТНК. В связи с чем возникает ряд вопросов.

Во-первых, судя по тому, что сказано, УНК будет передано новой компании после чего, скорей всего, последует эмиссия акция и областному правительству придется их выкупать, чтобы сохранить прежний размер пакета акций. В противном случае он будет размыт.

Во-вторых, объявлено, что все автозаправки будут под единым брендом Newco, как сейчас называют между собой партнеры совместную компанию ТНК и ВР. Касается ли это тех автозаправок, которые контролируются УНК?

В-третьих, как известно, одним из условий создания УНК и передачи ей лицензий на разведку и освоение будущих нефтяных месторождений в Тавдинском, Гаринском и Ивдельском районах было взятое ТНК обязательство построить в Свердловской области нефтеперерабатывающий завод. Переходят ли эти обязательства новому холдингу? И как быть с тем, что ТНК и ВР договорились решать все споры между собой в Арбитражном суде Швеции, чья нейтральность должна послужить гарантией объективности судебного разбирательства? Пойдут ли на это областные власти, которые привыкли судиться в Арбитражном суде Свердловской области?

В-четвертых, в настоящее время УНК возглавляет предложенный властями Владимир Попов. Если учесть, что по соглашению директор Newco будет назначать ВР, следует ли ожидать появления вместо Попова во главе УНК кандидата от ВР?

Складывается впечатление, что губернатор Россель ничего не знал о готовящейся сделке. Недаром ведь обычно комментирующий все и вся сейчас свердловский губернатор помалкивает. В связи с чем следует вспомнить, что председатель правления ТНК Виктор Вексельберг 19 ноября 2002 года на личной встрече с президентом Владимиром Путиным проинформировал главу государства о будущем альянсе с ВР.

Иными словами, не становится ли В. Вексельберг вторым Кахой Бендукидзе, владельца Уралмаша, который решает свои вопросы в высших эшелонах власти через голову свердловского губернатора? И если пойти дальше, то осталось ли у Росселя нечто такое, что убедит ставшего в одночасье тяжеловесом Вексельберга способствовать его, Росселя, переизбранию губернатором?

Ведь сейчас Вексельберг получил инвестиционные ресурсы на развитие принадлежащего ему «СУАЛ-холдинга» (только единовременно наличными ВР заплатит 3 млрд. долл. ТНК, а потом в течении трех лет ежегодно будет перечислять еще по 1.25 млрд. долл.) В связи с чем вспоминается недавний скандал с «жалкими» 150 млню рублей налогового кредитования , которые областное правительство хотело выделить «СУАЛу» для вложения в расширения производства на УАЗе.

Если же Россель вздумает давить на СУАЛ, то его хозяева, благо деньги у них теперь есть, форсируют строительство глиноземного комплекса в Республике Коми на базе Тиманского месторождения бокситов и модернизацию принадлежащих им Кандалакшского, Надвоицкого и Волгоградского алюминиевых заводов вместо развития уральского алюминиевого комплекса.

Все это, конечно, серьезно осложняет переизбрание Росселя и отдает его судьбу полностью на откуп Кремлю. Потому как теперь Вексельберг последует рекомендациям только Путина.

Вместе с тем эксперты указывают на ряд негативных моментов, которые могут осложнить жизнь Newco. Так, например, ТНК и ВР предстоит поделить 20 ключевых должностей в правлении Newco. Потом разобраться, какие проекты считать приоритетными. Так, «танкисты» хотели бы завоевать страны Восточной и Южной Европы пользуясь крышей ВР. Но англичанам такая идея совсем не нравится, так как они уже работают на названных рынках и совсем не горят желанием взрастить себе же конкурента.

И это вовсе не мелочи, как может кому-то показаться на фоне грандиозной сделки. Именно из-за подобных мелочей разбежались в свое время «ЮКОС» с «Сибнефтью», когда совсем уж было объединились в холдинг «ЮКСИ». Подобный негативный опыт имеется и у совладельца ТНК «Альфа-групп», не ужившейся с «Интерросом» в «СИДАНКО».

Но кроме внутренних, есть и внешние угрозы совместному бизнесу. Так, явно не случайно, когда ВР + ТНК за счет своего объединения завладела контрольным пакетом компании «Русиа Петролеум», Минприроды вдруг захотело отобрать у последних лицензию на разработку крупнейшего в России Ковыткинского газоконденсатного месторождения. И в скоре в иркутскую область отправиться комиссия от Минприроды.


Другие материалы по теме: