Развитие программ финансирования

Определены 11 российских банков, отобранных Минсельхозом США для участия в реализации программ льготного финансирования поставок в Россию продукции сельского хозяйства США и оборудования для ее переработки.

К январю 2003 года банковская система России по всем основным показателям превзошла докризисный (до августа 1998 года) уровень. Доверие к ней восстановлено как со стороны внутренних российских клиентов, так и со стороны международного бизнес-сообщества.

Об этом говорит возвращение на российский рынок международных финансовых институтов.

До кризиса международные финансовые организации работали с российскими банками. Существовал ряд программ сотрудничества, в частности с банками группы Всемирного Банка, крупнейшими банками Германии, Франции, Австрии, а также с кредитными организациями и финансовыми институтами Америки и Восточной Европы. После кризиса фактически все связи прекратились, иностранные партнеры поспешили вывести все свои капиталы из страны и заморозить все совместные проекты.

Одним из зримых подтверждений качественных сдвигов в российской экономике в последние годы стало восстановление нарушенных связей российских банков с кредитными организациями Европы. В числе первых в Россию вернулся Европейский банк реконструкции и развития, за ним последовали и другие европейские банки.

«Политические и экономические риски, связанные с кредитоспособностью России, существенно снизились со времени долгового кризиса 1998 года, который был спровоцирован сочетанием политических, экономических и структурных факторов», – пишут аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor's. – «На данный момент рейтинг России всего на два пункта ниже инвестиционного». По прогнозам российских политиков и экономистов, инвестиционный рейтинг будет присвоен России уже в 2004 году.

Американские финансисты, всегда отличавшиеся большей консервативностью, нежели европейские, до последнего времени не спешили с возобновлением финансового сотрудничества с отечественными банковскими структурами. Перелом произошел буквально в последние месяцы 2002 года.

Кредитный портфель

В декабре 2002 года Министерство сельского хозяйства США утвердило новый перечень российских банков для участия в реализации программ льготного финансирования поставок в Россию продукции сельского хозяйства и оборудования для ее переработки (GSM-102, GSM-103 и FGP).

Список кредитных организаций, допущенных к участию в данных программах, состоит из 11 банков: Московский кредитный банк, Альфа-банк, ИМПЭКС-банк, Промышленно-строительный банк Санкт-Петербурга, Международный московский банк, МДМ-банк, банк «ИБГ НИКойл», НОМОС-банк, Пробизнесбанк, РОСБАНК и Уралтрансбанк. Для каждого из перечисленных банков Департамент сельского хозяйства США установил особый лимит кредитования.

С настоящего времени клиенты отобранных банков имеют возможность импортировать из США товары, предусмотренные указанными программами, на условиях отсрочки платежа под гарантии американского Минсельхоза. Наличие таких гарантий позволяет снизить стоимость кредитования для конечного заемщика (импортера) за счет рефинансирования/подтверждения американскими банками обязательств российского банка на льготных условиях.

Программы GSM-102/103 действуют для сельскохозяйственной продукции, перечни которой ежегодно уточняются. По продукции, охватываемой программой GSM-102, отсрочки платежа предоставляются на срок от 90 дней до 2 лет. До 2003 года для России отсрочка предоставлялась на 360 дней максимально.

Программа GSM-103 носит узкоспециальный характер и предусматривает кредитование на срок от 3 до 7 лет. После финансового кризиса 1998 года и до 2003 года, на Россию она была закрыта.

Программа FGP предусматривает кредитование на срок до 3 лет поставок оборудования для транспортировки, хранения и переработки сельхозпродукции. Кредит предоставляется на 85% общей суммы контракта, а 15% импортер уплачивает авансом из собственных средств.

Например, кредитный лимит, установленный Минсельхозом США на Россию равен 20 млн. долларов США, Уралтрансбанк получил аккредитацию в программах GSM-102, GSM-103, FGP с кредитным лимитом 1,5 млн. долларов США.

Финансирование сделки по программам GSM-102, GSM-103, FGP осуществляется путем выставления банком по поручению российского импортера в пользу американского экспортера безотзывного документарного, подтвержденного американским банком аккредитива на поставку товаров из США, при этом импортеру предоставляется отсрочка при внесении денежного покрытия по ак-кредитиву в банк.

Программа экспортных гарантий GSM-102 позволяет импортировать пищевые и сельскохозяйственные продукты (такие как продукты питания, корма, волокна, пиломатериалы, целлюлозу, племенной скот) из США на условиях отсроченного платежа на срок от 90 дней до 3 лет. При этом Товарно-кредитная корпорация Министерства сельского хозяйства США предоставляет экспортерам платежные гарантии по оплате поставленной из США в Россию продукции.

Программа предоставления гарантий FGP обеспечивает предоставление платежных гарантий на срок до 3 лет для содействия финансированию экспорта товаров и услуг, произведенных в США, по проектам, предполагающим развитие сельскохозяйственных и имеющих к ним отношение производственных мощностей в России.

По словам заместителя председателя правления ОАО «Уралтрансбанк» Андрея Кремнева, участие в данной программе позволяет предоставить уральским сельскохозяйственным предприятиям «длинные» деньги под западные проценты, что немаловажно при нынешней ситуации. Банковский кредит для сельхозпредприятия под нынешние проценты фактически неподъемный, тем более что «длинные» кредиты сельхозпредприятиям банки предоставляют неохотно, учитывая особенности сельскохозяйственного производства.

«Это будет интересно предприятиям птицепрома Свердловской области, молочной промышленности, а также предприятиям, занимающимся переработкой, в частности для пивоваренной промышленности. Для таких предприятий важно получить дешевый кредит для приобретения качественной продукции для переработки», – отметил А. Кремнев.

По его словам, эта программа – инструмент для развития сельхозпредприятий области, инструмент финансирования закупок качественной сельхозпродукции, а тем более по цене западных денег и на длительное время, что важно при отсутствии в России «длинных» денег.

«В последнее время банк развивает сельхозтематику в своей деятельности, и участие в программе позволит увеличить клиент--скую базу именно в этом секторе областной экономики. Кроме того, это даст возможность банку расширить круг банковских инструментов для потенциальных клиентов – сельхозпредприятий региона», – пояснил А. Кремнев.

Фактор выбора

По мнению экспертов, выбор банков Минсельхозом США не случаен. Например Уралтрансбанк уже 7 лет подряд, включая кризисный 1998 год, проводил непрерывный аудит по Международным стандартам финансовой отчетности. В этом году уже в январе в банке начали работу аудиторы компании «Price Waterhouse Coopers». Получить аудиторское заключение по итогам 2002 года планируется в ближайшие сроки (февраль 2003г.).

Как заявил Андрей Кремнев, все время после кризиса 1998 года банк отправлял свою финансовую отчетность по международным стандартам в Минсельхоз США для возобновления работы по программе, которая была закрыта после кризиса. И в этом году, когда Минсельхоз США принял решение о возобновлении программы, Уралтрансбанк вошел в число 11 российских банков, аккредитованных в программе.

То, что «Уралтрансбанк выбран Минсельхозом США, это заслуга не только банка, но и в целом региональной банковской системы. Участие уральского банка в программе означает возрождение доверия к российским региональным кредитным организациям, подтверждает высокую деловую репутацию Свердловской области далеко за ее пределами, и, в конечном итоге, означает распространение позитивного инвестиционного имиджа региона в международном бизнес-сообществе, в частности на американском рынке», – отметил А. Кремнев.

Решение Минсельхоза США о возобновлении реализации програмного финансирования поставок сельхозпродукции и оборудования для её переработки совместно с российскими банками, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что американские кредитные организации готовы к вступлению в конкурентную борьбу с европейскими банками за возможность присутствовать на российском финансовом рынке. По мнению аналитиков, такая конкуренция, в том числе и на рынке сельскохозяйственных кредитов, выгодна для России, поскольку приводит к появлению более привлекательных условий кредитования, что уже в ближайшее время может позволить отечественным банкам осуществлять долгосрочные вложения в российское сельскохозяйственное производство.


Другие материалы по теме: