Перспективы конкуренции в газовой отрасли

В течение последних лет компания «Уралсевергаз» удерживает монополию на поставку газа на территории Свердловской области. Однако, по мнению экспертов, уже в ближайшем будущем конкуренция может возникнуть и на этом рынке.

В течение последних четырех лет весь газовый рынок Свердловской области обслуживается одной компанией – акционерным обществом закрытого типа «Уралсевергаз». Эта компания поставляет газ, как для промышленных предприятий, так и для бюджетных организаций, фактически являясь монополистом в этой отрасли. Такое положение имеет как свои полюсы, так и минусы. С одной стороны, долговременные договора правительства области с компанией обеспечивают Средний Урал стабильными и бесперебойными поставками природного газа в необходимых для него объемах, составляющих порядка 15 – 17 миллиардов кубометров в год. С другой стороны, на монополизированном рынке отсутствует конкуренция, что не может не сказываться на ценовой политике газовой компании.

Монополизм

Известно, что ЗАО «Уралсевергаз», главным акционером которого является компания «Итера-холдинг», монополизировало уральский газовый рынок при поддержке правительства Свердловской области. Заинтересованность последнего в укреплении позиций газовой компании очевидна: правительство является соучредителем и совладельцем компании, ему принадлежит 20% её уставного фонда. Это дает правительству возможность участвовать в деятельности Совета директоров компании, в котором область представляет Министр транспорта, связи, энергетики и ЖКХ Виктор Штагер. Благодаря этому правительство не только получает дополнительный источник дохода и разом решает организационные проблемы с поставкой газа в регион, но и обеспечивает себе возможность принимать непосредственное участие в рассмотрении инвестиционных проектов, связанных с вложениями газовой компании. Наибольший интерес для области в этом отношении представляет строительство газовых сетей и магистралей на территории Свердловской области. Причем строительство не за счет бюджета, а на деньги самой компании. Так, по словам Виктора Штагера, в 2003 году на эти средства из бюджета «Уралсевергаза» выделено 120 миллионов рублей. Дополнительные переговоры между компанией и потенциальными инвесторами ведутся и относительно привлечения дополнительных 50 миллионов рублей для строительства газопровода «Велижаны-Тавда», работы по которому предположительно должны начаться в феврале 2003 года. По мнению областных властей, реализация этого проекта позволяет обеспечить прямые поставки природного и сжиженного газа на восток Свердловской области, в район Ирбита.

Выгоды «Уралсевергаза» и его главного акционера «Итера-холдинга» от сотрудничества с област-ными властями также очевидны. Прежде всего, компания обеспечивает себя постоянным емким рынком сбыта, на котором реализуется большая часть её продукции. Так, согласно официальным данным, общий объем газа, добытого компанией «Итера» составляет 20 миллиардов кубометров. В Свердловскую область, как уже было сказано, ежегодно поставляется от 15 до 17 миллиардов кубов.

Кроме того, монопольное положение на газовом рынке позволяет компании диктовать предприятиям области собственную тарифную политику.

Тарифы

В соответствии с существующим законодательством, в Свердловской области фактически существуют два различных тарифа на поставку газа. С одной стороны – бюджетные организации, государственные структуры, ведомственные котельные и ряд других объектов, отнесенных к числу льготных – получают газ по цене, установленной Федеральной энергетической комиссией. Сейчас тарифная стоимость газа ФЭК составляет 690 рублей за 1 тыс. кубометров без НДС. Объем природного и сжиженного газа, подаваемого по этому тарифу в Свердловскую область, составляет 9,7 миллиарда кубометров. По этой же цене газ отпускается и для социально-бытового энергообеспечения Свердловской области.

Промышленным предприятиям области газ поставляется на несколько иных условиях. Согласно действующему законодательству, стоимость 1 тыс. кубометров газа для промышленных предприятий, также как и для остальных организаций, должна быть не ниже тарифа ФЭК. Однако закон предусматривает возможность её увеличения на основании договора между поставщиком и потребителем. На сегодняшний день она составляет 821 рубль за 1 тыс. кубометров природного и сжиженного газа, что на 19 % превышает тариф ФЭК. Именно по такой цене «Уралсевергаз» поставляет предприятиям области 7,3 миллиарда кубометров природного газа.

Здесь также следует учитывать некоторые дополнительные тонкости. Эксперты отмечают, что по указанной выше цене промышленные предприятия получают только те объемы газа, которые оговорены лимитным соглашением. Так называемый «сверхлимитный газ», то есть всё, что за пределы этого соглашения выходит, поставляется по «коммерческим» ценам, превышающими ставки ФЭК на 30%. Пользуясь правом монополиста, «Уралсевергаз» ещё в 2002 году произвел сокращение размеров лимитов предоставляемого газа, что не могло не сказаться на затратах предприятий.

Кроме того, со стороны газового монополиста всем промышленным предприятиям области было предложено перейти на стопроцентную предоплату поставляемого газа на месяц вперед. По мнению глав многих крупных промышленных компаний, такая практика также не самым благоприятным образом скажется на финансовом положении уральских заводов и фабрик.

Вместе с тем, наблюдатели отмечают, что если рассматривать статистику заключенных договоров на поставку природного и сжиженного газа, то можно предположить, что цены и условия, установленные ЗАО «Уралсевергаз», устраивают большинство промышленных предприятий. Практически все они заключили долгосрочные договора с газовым монополистом. На деле многие директора отмечают, что рассмотрели бы и другие предложения по поставкам газа, и, возможно, сменили бы поставщика, но на данный момент лишены такой возможности. В условиях монополии «Уралсевергаза» они просто лишены такой возможности.

Все попытки правительства Свердловской области оказать давление на компанию с тем, чтобы снизить цены на «промышленный газ» до тарифной ставки ФЭКа не увенчались успехом, так как право компании на установление собственных цен на газ закреплено законодательством, в частности, постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» от 29.12.2000 г. Право ЗАО «Уралсевергаз» на реализацию природного и сжиженного газа по свободным рыночным ценам подтверждено и определением Верховного Суда РФ от 30.07.2002 г.

Единственным шагом, способным повлиять на изменение ценовой политики регионального монополиста могло бы стать введение конкуренции на газовом рынке Свердловской области. Но правительство, по понятным причинам, на данный момент не готово пойти на эту меру.

Альтернативы

Между тем, как отмечают эксперты, альтернативы «Уралсевергазу» существуют. Более того, как показывает опыт соседних регионов, появление конкуренции на рынке энергоносителей практически сразу приводит к заметному снижению цен на их продукцию, равно как и к изменению условий соглашений на поставку природного газа. Показательным может быть пример Челябинской области, в которой промышленные предприятия наряду с бюджетными организациями, получают газ по ценам ФЭК, то есть по 690 рублей за 1 тыс. кубометров без НДС.

По мнению аналитиков, в выходе на достаточно емкий рынок Свердловской области заинтересованы сразу несколько крупных компаний, занимающихся добычей и поставкой газа. Чаще всего в их числе называют нефтяные Лукойл и ТНК, вместе с нефтью добывающие так называемый «попутный газ» и заинтересованные в его реализации (на данный момент значительные его объемы просто сжигаются в местах добычи). Последний момент дает повод предположить, что, вопреки опасениям министра Штагера, вполне возможно, газ от этих производителей может конкурировать по цене с газом «Итера-холдинга».

Однако главным конкурентом «Уралсевергаза» на рынке Свердловской области в ближайшие годы, по всей видимости, может стать ООО «Межрегионгаз», являющееся дочерним предприятием Газпрома, отвечающим за поставку газа на внутренний рынок России. На его стороне есть ряд преимуществ, которых лишены его конкуренты. Прежде всего, стоит отметить, что вся система российских газопроводов является собственностью РАО «Газ-пром». За право перекачки газа по принадлежащим ему трубам, ведомство Алексея Миллера взимает со всех остальных газовых кампаний плату, составляющую значительный процент от себестоимости природного газа. В то же время дочерние предприятия Газпрома, в том числе и «Межрегионгаз» платят естественной монополии лишь 50% от обычной ставки, что делает их газ значительно более дешевым. Защищая интересы «Уралсевергаза», правительство Свердловской области попыталось повлиять на РАО «Газпром» с тем, чтобы цена транспортировки для «Итера-холдинг» была такой же, как и цена для дочерних предприятий РАО «Газпром», однако, эта попытка закончилась неудачей. Заместитель председателя правления РАО «Газпром» Рязанов отказался удовлетворить просьбу областных властей.

Более того, по мнению экспертов, дочерние предприятия Газпрома готовятся к очередному переделу внутреннего рынка энергоносителей. В рамках этой программы глава естественной монополии Алекей Миллер подписал приказ «О совершенствовании порядка реализации газа», в котором дает поручение соответствующим чиновникам в аппарате Правительства РФ решить проблемы создания региональных газовых компаний, с участием РАО «Газпром», или его 100 %-ых предприятий по реализации газа в регионах России, где таких компаний нет, в том числе – и в Свердловской области.

Так или иначе, у «Уралсевергаза» существуют серьезные конкуренты, имеющие в своем активе выгодные коммерческие предложения, но, в какой-то степени не допускаемые на уральский рынок правительством Свердловской области с помощью административных барьеров. Однако, по мнению аналитиков, такая ситуация не может длиться долго. И дело не только в лоббистских возможностях, которыми обладают конкуренты «Итера-холдинга» – Газпром, Лукойл и ТНК, но и в объективных потребностях уральского рынка, заинтересованного в появлении конкуренции между поставщиками природного газа.


Другие материалы по теме: