Российские производители CD-продукции опасаются, что от борьбы с производством контрафактной продукции могут пострадать изготовители легальной продукции

21 февраля 2003 (10:29)

Минпечати РФ начало очередной раунд борьбы с производителями и продавцами пиратской видео- и аудиопродукции.

Как сообщают «Ведомости», оно требует от Госторгинспекции пресекать продажу носителей, на которые не нанесены лицензионные данные изготовителей. По данным Минпечати, до сих пор лицензий не получило подавляющее большинство небольших региональных заводов, которые контролируют не менее 50% рынка общей стоимостью $1,2 млрд.

Объем розничных продаж контрафактной аудиовидеопродукции, по оценке Минпечати, в 2002 г. составил не менее $950 млн. При этом розничные продажи «легальной» продукции составили около $270 млн. По кассетам стандарта VHS доля «пиратской» продукции составляет 83% , по DVD – 79% , по СD-носителям – 86% , аудиокассетам – 85% , считают в министерстве.

По данным Минпечати, сейчас не более 30 – 35% производителей аудио- и видеокассет имеют лицензии. Подавляющее большинство предприятий, не получивших лицензию, – это маленькие компании, работающие на локальных рынках. Однако «пиратством» занимаются не только мелкие компании. Исполнительный директор российской Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович говорит, что многие крупные заводы тоже делают нелегальную продукцию.

Посол США в России Александр Вершбоу полгода назад в письме на имя министра печати Михаила Лесина утверждал, что контрафактные диски производят, в частности, Уральский электронный завод, Московский опытный завод грамзаписи, Зеленоградский завод музыкальных технологий и другие крупнейшие российские предприятия. Летом 2002 г. организация «Диск-Альянс», объединяющая Уральский электронный завод, Зеленоградский завод музыкальных технологий, московские заводы «АРК-систем», RMG Company и «РОФФ Текнолоджиз», а также казанский Bars Media, пыталась в Верховном суде опротестовать необходимость нанесения лицензионных данных на CD-диски. Однако в итоге истцы отозвали свой иск.

Ожидается, что продажа продукции без лицензионных данных будет теперь заканчиваться применением жестких мер к нарушителям: уголовным кодексом тиражирование аудиовидеопродукции без лицензии квалифицируется как незаконное предпринимательство. Затраты же производителей будут минимальными, считают в Минпечати, и не приведут к удорожанию продукции: требуется один раз нанести лицензионные данные на форму, с которой штампуются диски, или включить их в макет этикеток для кассет.

Между тем участники рынка опасаются, что под жесткие меры могут попасть изготовители и продавцы легальной продукции. Александр Кондратенко, начальник коммерческого отдела компании «РОФФ Текнолоджиз» (производит 1 млн. дисков в месяц), говорит, что его завод без проблем получил лицензию. Однако проверки Госторгинспекции могут создать проблемы для рекорд-компаний и легальных магазинов. «Непонятно, что будет с импортными дисками, а также с теми дисками, что пролежали на складе рекорд-компании, скажем, год. Ведь не все проекты сразу запускаются в продажу».

«При проведении проверок нужно учитывать, что сейчас большая часть легальной продукции не имеет маркировки, так как произведена до вступления в силу положения о лицензировании, – согласен А. Угринович из НФПФ. – Чтобы легальные немаркированные диски были распроданы, должно пройти еще по меньшей мере полгода».


Другие материалы по теме: