«КоммерсантЪ-Урал» и Ирина Мокроусова считают, что «Акцизная война Продолжается в Тюменской области»

19 марта 2003 (10:26)

Вчера конфликт между администрацией Тюменской области и Тюменским топливным союзом прокомментировал руководитель главного управления строительства дорог Виктор Смолин. Он призвал независимых владельцев автозаправок уступить требованиям областных властей. Бизнесмены отказываются пойти им навстречу, так как боятся потерять свой бизнес.

Разногласия между администрацией Тюменской области и Тюменским топливным союзом появились после принятия поправок в Налоговый кодекс РФ, согласно которым с 1 января 2003 года был отменен налог на пользователей автомобильных дорог. Согласно тому же закону, дорожный фонд должен формироваться из отчислений акциза на бензин, ставка и процедура которого также изменились. Согласно этим нововведениям, акциз должны уплачивать не производители, а продавцы бензина, но только те, у которых есть свидетельства операторов топливного рынка. При этом закон оговаривает, что получение таких свидетельств желательно, но не обязательно. Если предприниматель не сочтет нужным это сделать, то акциз он платить не будет, а эта обязанность будет переложена на нефтеперерабатывающий завод в бюджет того региона, где он располагается.

Именно эта оговорка и спровоцировала конфликт. Как только поправки к Налоговому кодексу были опубликованы, администрация Тюменской области обозначила свою позицию: свидетельства должны получить все, иначе денег на строительство дорог не будет. Позиция Тюменского топливного союза, который объединяет мелких продавцов бензина, противоположная: субъекты рынка должны сами выбирать, со свидетельствами им работать или без них, что, в общем-то, и прописано в законе.

Как сообщили корреспонденту «Ъ» в пресс-службе администрации Тюменской области, в настоящий момент свидетельства есть у 30-ти предпринимателей. Еще 35 бизнесменов получать документ не захотели и обвинили областные власти в давлении на них. В своем открытом письме, с которым они обратились к Тюменскому территориальному управлению МАП России и органам госвласти РФ, они утверждают, что с целью заставить их получить свидетельство, администрация Тюменской области проводит внеплановые проверки с участием в них чиновников департамента по охране окружающей среды, пожарных, сотрудников налоговой полиции и энергонадзора.

В понедельник появилась реакция местных властей. Павел Митрофанов, замгубернатора Тюменской области, курирующий промышленный блок, подтвердил факт проведения проверок, которые прошли в феврале по его поручению. При этом он не стал отрицать, что в первую очередь были проверены те заправки, владельцы которых не получили свидетельства. «Это моя личная позиция как патриота области», — объяснил журналистам такую избирательность господин Митрофанов и призвал проявить патриотические чувства и владельцев заправок: «Напоминаю, что областной дорожный фонд складывается именно из этих акцизов. Мы можем недосчитаться по самым минимальным прикидкам около трехсот миллионов рублей. А это — неотремонтированные дороги, непостроенные мосты и переходы. Эти деньги не являются лишними для нашей области». Со слов господина Митрофанова стало понятно, что областные власти предпримут все усилия для того, чтобы заставить «отказников» получить свидетельства, иначе их деятельность в регионе будет парализована. 14 заправок в результате проверок уже была остановлены.

Вчера его позицию поддержал и начальник главного управления строительства области Виктор Смолин. По его подсчетам, на упомянутые 300 млн руб., которые бюджет недополучит в результате упорства владельцев АЗС, его управление смогло бы построить 60 километров дорог. «Но часть заправщиков по непонятной причине не хочет платить акциз у нас, в Тюменской области. Но акцизный сбор все равно нужно платить, и он будет заплачен. Но его заплатят либо в Омске, или в Перми, где расположены нефтеперерабатывающие заводы. Там-то и будут ремонтироваться и строиться дороги».

Сами же бизнесмены, не получившие свидетельства, говорят о том, что не будут его получать, поскольку в противном случае НПЗ не будут им продавать бензин или отпускать по заведомо высоким ценам. Это, в свою очередь, приведет к разорению независимых владельцев заправок и переделу собственности. Председатель Тюменского топливного союза Олег Симонов считает, что налоговые изменения, из-за которых у властей и предпринимателей возникли разногласия, пролоббировали крупные нефтяные компании, которые хотят таким образом увеличить свою долю на рынке, потеснив «частников». Ведь сегодня именно «частники» владеют более чем половиной всех российских заправок.

Эксперты говорят, что этот конфликт может длиться бесконечно и на самом деле привести к тем изменениям, которых боятся конфликтующие стороны: администрация Тюменской области снизит темпы строительства дорог, предприниматели, получившие свидетельства, окажутся под давлением НПЗ. Правда, как утверждает господин Митрофанов, «освидетельствованные» АЗС спокойно покупают топливо и торгуют им по той же цене, что и «отказники». Однако, если факты давления будут иметь место, он собирается лично урегулировать проблему на административном уровне с соответствующими субъектами федерации и нефтяными компаниями. Замгубернатора сообщил также, что еще в конце прошлого года администрация области обратилась в Госдуму и правительство с предложениями по изменению действующего порядка уплаты акцизов и ликвидации их зависимости от получения свидетельств.


Другие материалы по теме: