Выход компании IKEA (Швеция) на региональные рынки РФ может составить серьезную конкуренцию российским производителям мебели

1 апреля 2003 (10:36)

Торговая сеть «ИКЕА Россия» (Швеция) объявила на прошлой неделе о планах открытия 13 магазинов в регионах РФ. По мнению экспертов, шведы хотят застолбить за собой дешевый сегмент сборной мебели, где российские производители пока не в состоянии предложить потребителю ничего достойного.

Российские мебельщики считают, что их продукция относится к более дорогому сегменту, нежели мебель IKEA, и шведы им не конкуренты. Маркетологи, напротив, уверены, что выход шведов со своей продукцией в регионы серьезно осложнит жизнь отечественным мебельщикам.

Российский мебельный рынок сегодня поровну делят иностранные и местные производители. «Доля импортной мебели, в общем объеме продаж, составляет около 50%, остальное приходится на российских производителей», – сообщил RBC daily заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) Андрей Шнабель, По его мнению, в дальнейшем импорт продолжит расти, и скоро импортной мебели будет продаваться больше, чем российской. Причем ввозить будут не только дорогую, но и дешевую мебель ($100 – $200 за крупный предмет стол или диван). В 2002 г. 13% импорта пришлось именно на продукцию IKEA, которую дорогой назвать никак нельзя. В России стремительно растет спрос на дешевую и качественную мебель, которая внутри страны не выпускается.

В «региональном разрезе» конкуренция за покупателей на мебельном рынке имеет своеобразный волновой характер. В центральных и северо-западных областях импортная продукция успешно вытесняет отечественную. Общая тенденция такая: чем восточнее регион, тем меньше там импортной продукции. Однако уже сегодня импортная мебель приходит и туда. Именно в дешевый сегмент рынка, где покупатели не готовы потратить за раз более $300, метит IKEA, собирающаяся строить свои магазины в российских регионах. Стремление освоить данный сегмент связано с тем, что там мало конкурентов из числа российских производителей.

Впрочем, если «ИКЕА» не откажется от идеи развертывания своих магазинов в регионах, ей постепенно удастся приучить покупателей к своей продукции. В регионах постепенно формируется класс покупателей, готовых обставлять квартиры в минималистском стиле. По крайней мере, там успешно работают такие российские компании, как «Шатура», торгующие простой и стильной мебелью, сделанной по европейским лекалам.

Кроме того, «ИКЕА» будет брать свое традиционным козырем – низкой ценой самой простой мебели, вроде деревянных обеденных столов и стульев. Если шведской компании удастся пролоббировать снижение таможенных пошлин, то вслед за ней дешевую мебель повезут и другие компании, которые пока в России не работают.

«Шведы добиваются снижения пошлин, но поскольку снизить их только для IKEA нельзя, значит, если их сделают ниже, выиграют все импортеры – их около сорока», - полагает А. Шнабель. Внутри России уже складывается круг производителей, которые ориентированы на поставки комплектов для торговых сетей типа IKEA. «Они вынуждены работать по низким ценам, но получают высокую загрузку производства. Сегодня эти предприятия сотрудничают со шведами, но ничто не мешает им работать по заказу других иностранных компаний», – считают в «Центре по развитию мебельной промышленности», сообщает РБК.


Другие материалы по теме: