«Время МН»: Бюджет погашает долги за счет Центробанка

13 марта 2001 (11:00)

УрБК, Екатеринбург, 13.03.2001. Вот уже более полутора лет практически ежемесячное перевыполнение бюджетных проектировок по доходам неуклонно сопровождается недофинансированием предусмотренных бюджетом расходов. Так, в 2000 году дополнительные доходы бюджета превысили 250 млрд. руб., а расходы, по данным Счетной, палаты, были недофинансированы на 58 млрд. руб. Как дополнительные доходы, так и сэкономленные расходы направляются, прежде всего, на исправление допущенных при бюджетном планировании ошибок, прежде всего на компенсацию недополученных внешних займов и не проведенных реструктуризаций внешних выплат. Планируя появление в феврале дефицита федерального бюджета (прежде всего в результате выплат Парижскому клубу, составивших $ 1,27 млрд.), правительство предполагало покрыть его при помощи сокращения колоссальных остатков на счетах бюджета. Аккуратно, на 100 % в феврале профинансированы расходы на поддержание правопорядка, пополнение госзапасов, рыночную инфраструктуру, здравоохранение, культуру, СМИ, науку и космические исследования. Хорошее финансирование (на 95 % и более) выпало на долю образования, социальной политики, обслуживания государственного внешнего долга, мобилизационной подготовки и утилизации вооружений. Национальная оборона была профинансирована в феврале лишь на 17,2 %, однако Минфин специально указал, что соответствующие средства были перечислены с задержкой, вызванной несвоевременным оформлением документов, в результате чего финансирование произошло в начале марта.

Нельзя не обратить внимание на недофинансирование МЧС, которое еще полгода назад невозможно было представить. Вероятно, эта неаккуратность свидетельствует о снижении влияния руководства МЧС в высших эшелонах власти. Она может служить также косвенным подтверждением слухов о готовящейся реорганизации, созданной в свое время при активном участии руководителя МЧС С.Шойгу, партии «Единство», которая, с одной стороны, не демонстрирует эффективности и квалифицированности, необходимых «партии власти», а с другой – постепенно выходит из-под контроля своих создателей. По остальным направлениям финансирование было сорвано. Военная реформа получила 78,3 % от обещанного, промышленность – 50,8, сельское хозяйство – 43,4, а охрана окружающей среды – 59,4 %. По большинству этих статей, как и в случае с национальной обороной, финансирование было задержано по формально техническим причинам и проведено в начале марта – и, соответственно, из мартовских доходов. Посмотрим, что произойдет в связи с этим с мартовскими расходами. Это формулирует главный урок февраля 2001 года: внешние выплаты будут осуществляться в конечном счете за счет резервов Центробанка. Пока над страной, как дамоклов меч, висят проблемы 2003 – 2005 годов, операторы валютного рынка не захотят расставаться с ней, – и в требуемых количествах бюджет сможет покупать ее только у Центробанка, сокращая его золотовалютные резервы.

Поэтому любые меры, направленные на сокращение этих резервов, будь то снижение норматива обязательной продажи валютной выручки, переход от разрешительного к уведомительному проведению операций по выводу капитала из страны или иные шаги по непродуманной либерализации валютного регулирования, недопустимы. Они объективно лишают Россию средств для выплаты долгов, подталкивают нас к дефолту и разрушительной девальвации.


Другие материалы по теме: