«Областная газета» и Анатолий Гущин спрашивают: «И концы в воду?..»

22 апреля 2003 (11:12)

Бетонные и железные конструкции минимум пятнадцати разрушенных мостов устилают дно реки Сосьвы близ города Серова.

По словам руководителя местной межрайонной госрыбинспекции Бориса Горева, примерно такая же картина и на некоторых притоках Сосьвы. Причина этого в том, что все эти мосты — времянки. Их строят, как правило, на один сезон (на зиму) местные лесопромышленные предприятия с целью перевозки по ним леса. Причем строят незаконно, без всякого разрешения властей и экологических организаций.

Как отметил Горев, такое несанкционированное их возведение — прямое нарушение существующего законодательства. Однако никто его не соблюдает. А главное — никто никого за такое самоуправство и не наказывает.

На днях еще один такой мост, построенный акционерным обществом «Серовская лесобаза» возле поселка Черноярка, ушел под воду разлившейся от паводки реки. Длина этого моста — около 70 метров. Что от него останется после того, когда спадет вода, уже примерно ясно: это две трубы метрового диаметра да железнодорожная платформа, положенная на эти трубы. Хотя гарантии, что не смоет платформу, никакой нет. При мощном напоре льда сносит и трубы.

—Почти всю зиму и начало весны, — рассказывает Горев, — я просил руководство "Серовской лесобазы", чтобы они до паводка разобрали мост. А главное — убрали насыпи возле берегов, сделанные из ферросплавного шлака. Потому что шлак этот содержит ядовитые вещества. При попадании в воду он отравляет рыбу. Но эти замечания и директор, и главный инженер лесобазы проигнорировали.

Шлак, конечно, будет размыт. В какой степени он навредит экологии реки, сказать трудно. Тем не менее Горев считает, что вред этот надо оценивать в сотни тысяч рублей. Кроме того, перекрытие русла реки препятствует проходу рыб. Особенно в нерест. Да и увеличивает угрозу наводнения. Возле мостов всегда образуются заторы льда, деревьев.

Директор «Серовской лесобазы» В. Суша отрицать нарушений со своей стороны не стал.

- Да, предупреждал нас Горев, - признался он, - Но мы впервые слышим, что наши мосты – преграда для прохода рыб, а ферросплавный шлак – ядовит. Почему его тогда используют при отсыпке дорог? И потом, так называемые технологические мосты для вывозки древесины наша лесобаза строит не первый год. И никогда из-за этого шума не было.

В свою очередь главный инженер лесобазы С. Леденев подтвердил, что железных и бетонных деталей мостов на дне Сосьвы лежит уже немало. Но это, мол, обычные издержки производства.

Так получилось, что у этого лесопромышленного предприятия основные порубочные делянки расположены вдоль левого берега реки. А капитальный мост от лесобазы далеко. Возить хлысты по нему — значит делать лишний крюк в 20 километров. А это дополнительные расходы. Вот и строят леосзаготовители каждую зиму мост-времянку, выбирая для этого почти всегда новое место.

—В этом году, — отметил Суша, — мы вывезли по этому мосту 60 тысяч кубометров леса. Но пользовались им не только мы, но и жители поселка, а также Серова. Возили люди дрова, сено. Так что еще не ясно, чего больше принес этот мост, вреда или пользы.

Конечно, с точки зрения экономики, мост выгоден. Но с точки зрения экологии Горев полностью прав. Ведь в любом случае река засоряется и загрязняется. И бесконечно это продолжаться не может.

—Странно то, — говорит Горев, — что ни экологи, ни специалисты МЧС не видят в самовольных постройках мостов большого вреда. И не заставляют весной их разбирать. А лесозаготовители считают, что это затратно, а потому им проще мосты бросить.

В самом деле, начальник Се-ровского управления по делам ГО и ЧС М Музыченко даже несколько удивился, что его беспокоят по таким пустяшным делам. Ответ его был краток: "Никому этот мост не мешает. В том числе и рыбам. И наводнение он не провоцирует".

Специалист по экологии и природопользованию администрации Серова Т.Смагина заявила, что вообще не в курсе данной проблемы. А потому беседовать по этому поводу с журналистом не видит смысла.

- Ничего удивительного в этом нет, - вздыхает Горев, - На мои жалобы чиновники тоже не очень-то реагируют. А раз так, ясно: на следующий год все повторится вновь! На дно Сосьвы навечно лягут останки еще одного моста.


Другие материалы по теме: