«Уральский рабочий» и Людмила Дубовкина спрашивают: «Уйти, чтобы не вернуться?»

23 апреля 2003 (12:07)

К сожалению, на предприятиях области травматизм сегодня – не редкость.

Верно говорится, знал бы где упасть — соломки бы постелил. Но сегодня все чаще беда подстерегает нас не где-нибудь, а на рабочем месте.

Провожая на работу своих близких, мы и мысли не допускаем, что, уйдя здоровыми на трудовую смену, они могут не вернуться. Травматизм, в том числе со смертельным исходом, не редкость на предприятиях области.

Хотя и следует признать, что эта ситуация в Свердловской области незначительно, но все же изменилась в лучшую сторону — за 2002 год число случаев производственного травматизма со смертельным исходом в целом по области по сравнению с предыдущим снизилось с 198 до 174 — и все же за каждым несчастным случаем стоит живой человек со своей болью и страданием, поэтому опускать руки нельзя.

Особо актуальна эта проблема в Асбесте — городе, насыщенном промышленными предприятиями с тяжелыми и опасными условиями труда. В прошлом году с утратой трудоспособности здесь пострадали 80 человек, в том числе 16 женщин и один подросток, из них 34 работника самого крупного предприятия ОАО «Ураласбест». Два несчастных случая закончились смертью людей, причем j произошли они в нынешний новогодний| праздник.

В то снежное утро все были в ожидании новогодней сказки, а случилась трагедия. 31 декабря в девятом часу утра выгрузчик-свальщик рудоуправления Зинаида Зяблицева, окончив работу разгрузке «БелАЗов», не стала дожидаться маршрутного автобуса, а попросила водителя вывезти ее из карьера за несколько минут до окончания смены. День был особенный, и женщина торопилась домой, но это закончилось несчастьем — она попала под колеса «БелАЗа»...

На следующий день — первого января — случилась непоправимая беда и с машинистом электровоза № 61 Геннадием Токманцевым. Он получил задание закрыть карьерный переезд, чтобы посторонний транспорт не мог в эти праздничные дни проникнуть в карьер. А машинист электровоза № 28 Г.С. Степченко должен был охранять контактную сеть. Около 16 часов электровоз № 28 самопроизвольно пришел в движение и, развив скорость более 80 км, столкнулся в «лоб» с электровозом № 61, смертельно травмировав находившегося в кабине машиниста... Виновник признался, что во время обеда выпил пол-литра водки и уснул. Во сне, лежа в кресле электровоза, он мог произвольно задеть ногой ручку управления крана вспомогательного тормоза, и тяговый агрегат скатился с уклона.

«Неужели в течение смены рабочих никто не контролирует, тем более в праздничный день, когда рядом никого нет, мало ли что может случиться? — интересуюсь у главного инженера «Ураласбеста» О. Ю. Контеева.

«Вообще-то машинист должен был не менее четырех раз за смену давать о себе сигналы по рации, но он этого не сделал, а начальник смены не поинтересовался, почему машинист молчит».

После расследования ЧП наказаны все виновники. Кроме того, на комбинате приняты меры профилактики: введен выборочный послесменный контроль в праздничные, выходные дни. Издано распоряжение о проверках в вечернее и ночное время. Теперь те, кто не дорожит своим рабочим местом, могут легко потерять его. Наконец-то определили и порядок выявления людей в нетрезвом состоянии, кто и как должен в этом случае действовать. Заключен договор с психоневрологическим диспансером, а то ведь ни одно медицинское учреждение не бралось за определение алкоголя в крови. Даже продажу спиртных напитков в магазине «Южанка», который находится рядом с подразделениями рудоуправления, прекратили. Решили вспомнить и забытое старое. В подразделениях, где не все ладно с охраной труда, стали назначать ответственных дежурных. Порядок их дежурства такой — один из инженерно-технических работников на весь день освобождается от основных обязанностей и следит только за соблюдением правил техники безопасности. В течение смены он должен посетить все рабочие места, а в конце — доложить руководителю обстановку. Разбор выявленных нарушений проводится сразу же, по «горячим следам».

Наказания — строгие, вплоть до увольнения. Один из механиков автотранспортного предприятия № 1 недавно поплатился рабочим местом.

Почему это не было сделано раньше? Говорят, что все инструкции пишутсья кровью.

После случившихся трагедий автор этих строк вместе с главным государственным инспектором горнотехнической инспекции Евгением Петровичем Ботовым и главным инженером рудоуправления Юрием Сергеевичем Хижняковым побывала в карьере. Картина предстала нерадужная. Один из водителей «БелАЗов» посетовал на неисправные машины, которые из-за нехватки запчастей и ремонтного персонала выходят на линию не в лучшем состоянии.

Машинисты бульдозеров жаловались на нехватку техники. Выгрузчики-сваль-щицы говорили о недостаточной освещенности перегрузочных пунктов. Заглянули к ним в аптечки — пустые, огнетушителей тоже не оказалось. А самое главное, что встревожило, женщины имеют допуск для проезда на технологическом транспорте и пользуются им по необходимости в осеннюю и весеннюю распутицы, когда автобусам не добраться до всех остановок в карьере. Получается, они плохо проинструктированы, коли их коллега, причем не новичок, человек с 16-летним профессиональным опытом, попала под колеса «БелАЗа»?

Выявилось, что горные мастера только в начале смены появляются на перегрузочных пунктах, откуда в прошлом году упало два «БелАЗа». Они и не видят, что предохранительный вал, который и должен оберегать самосвалы от падения, зачастую на стадии обрушения. Словом, в комбинате снизилась требовательность к инженерно-техническим работникам, за нарушения правил охраны труда людей почти не наказывают. До рабочих не всегда доводятся требования инструкций. Недавно вопрос по охране труда в «Ураласбесте» был рассмотрен на коллегии Уральского управления госгортехнадзора России. И вот что выяснилось.

В Асбесте работают примерно 600 предприятий, отчитываются же по состоянию охраны труда и технике безопасности всего 30. Что творится на остальных, кто защитит людей от беды, которая может случиться с ними на рабочем месте?


Другие материалы по теме: