«Урвльсктй рабочий» и Татьяна Наймушина считают, что «Вода - и спасение, и беда»

29 апреля 2003 (11:12)

Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой в мире все больше обостряется. Человечество медленно осознает необходи-мость бережного отношения к бесценному лдару природы — рекам, озерам, прудам, родникам, продолжая загрязнять их вредными промышленными и бытовыми стоками. Все меньше на Земле источников, из которых можно пить без опаски. Не случайно нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом чистой воды.

Тема охраны водных ресурсов для нашего техногенного края особенно актуальна. Именно в Екатеринбурге по инициативе городской администрации когда-то состоялась первая выставка технологий, различных систем и средств очистки воды. С годами интерес специалистов к ней перерос границы не только Свердловской области, но и нашего государства. Недавно в столице Среднего Урала прошла уже седьмая по счету Международная выставка-симпозиум «Чистая вода -2003». Нас посетили специалисты из Германии, Польши, Швейцарии, Финляндии, стран СНГ, а также из 53 крупных городов России. Свои достижения в области специальной подготовки воды для потребителей, централизованной и автономной очистки, обеззараживания, производства эффективных фильтров, насосов, водного оборудования и т.п. продемонстрировали около 200 предприятий и организаций. Причем много интересного и полезного для современного водного хозяйства выпускается в самом Екатеринбурге. Федеральное правительство и министерство природных ресурсов и впредь рассчитывают на изобретательность уральцев в решении проблем рационального расходования водного богатства, подчеркнул на открытии выставки во Дворце молодежи советник министра Николай Михеев. А мэр Екатеринбурга Аркадий Чернец-кий (кстати, в числе других энтузиастов награжденный памятным подарком за постоянное внимание к проблеме повышения качества воды) пообещал все лучшее с выставки внедрить в хозяйство города, как это всегда и делали.

Но проблема чистой воды столь глубока и глобальна, что даже самая уникальная экспозиция, увы, пока способна дать ответы лишь на сегодняшние вопросы. А ученые — водники, врачи-гигиенисты, специалисты по гидросистемам в это время в своих докладах на симпозиуме предусмотрительно предупреждали нас о возможных будущих проблемах. В некоторых странах мира уже испытывают острый дефицит воды.

К счастью, Россия пока остается «полноводной». На Среднем Урале тоже все благополучно. Общий годовой объем воды в природных источниках составляет 2,3 миллиарда кубометров в год. Только одно «но»: неравномерное размещение водных ресурсов по территории, самый большой запас в северных реках, возле которых живет всего 3 процента населения. И наоборот.

Однако при избытке просто воды, по данным министерства природных ресурсов области, есть дефицит качественной воды. Особенно в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Кировграде. Большая часть воды для хозяйственных и питьевых нужд берется из поверхностных источников, а значит потенциально опасных. Из них 15 процентов вызывают особую тревогу у санитарных врачей. А в принципе сегодня большинство водных объектов не отвечает санитарным требованиям, в них постоянно обнаруживаются вредные для здоровья соли тяжелых металлов, токсичные органические соединения, дефицит кислорода.

Как известно, шесть рек Среднего Урала отнесены к числу наиболее грязных в России.

Удивляться не приходится. Больше 300 лет окружающая среда региона испытывает на себе высокие техногенные нагрузки. До сих пор ежегодно на территорию области выбрасывается более 8 миллиардов тонн промышленных отходов. Вместе они бы заняли площадь такого государства, как Лихтенштейн.

Если в советские времена основными загрязнителями водоемов называли промышленные предприятия, сейчас пальма первенства принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству, которое поставляет 62 процента загрязняющих водоемы веществ. Причем катастрофическая нехватка финансов не позволит в ближайшее время исправить ситуацию. Из-за обветшалости оборудования и устаревших технологий только половина очистных сооружений в состоянии обеспечить необходимую степень очистки сточных вод.

Свою лепту в грязное дело вносят и многочисленные шламонакопители, аварии на водных объектах. Годовой ущерб только от одной из них — на Качканарском ГОКе — составил как минимум 30 миллионов рублей. Лишь в последние годы стал приводить в порядок свое хранилище другой крупный загрязнитель окружающей среды — «Русский хром» (бывший «Хромпик»). Кстати, с 1984 года не обновлялись нормативные документы для исчисления ущерба, во многом они уже не соответствуют реалиям нового времени. И это тоже не способствует оздоровлению обстановки.

Большинство населения области — 3,5 миллиона человек — имеют центральное водоснабжение, то есть предполагается, что воду для них специально готовят. И хотя энциклопедии учат, что вода — это жидкость без цвета, вкуса и запаха, в жизни так не получается. Больше 2 миллионов свердловчан пьют воду сомнительного вкуса и с неприятным запахом. В квартиры 1,3 миллиона жителей поступает вода, не отвечающая санитарным нормам, а по меньшей мере полмиллиона человек вообще рискуют через воду заразиться инфекционными болезнями. Причина в низком уровне технологий очистки, изношенности оборудования и водопроводов, нехватке квалифицированных кадров и эффективных реагентов.

Свердловская область одна из немногих, где приняты специальные законы о воде, программы восстановления водных источников, в том числе популярная в народе Программа «Родники». До 70 миллионов рублей ежегодно тратится на реализацию водной политики. В результате гидроресурсы в год прирастают в среднем на 65 тысяч кубов. Примерно на треть улучшилось качество питьевой воды, в том числе и за счет совершенствования гидросистемы Екатеринбурга. Тем не менее при таком медленном движении вперед для решения проблем понадобятся десятилетия. Иные свердловчане до чистой воды могут и не дожить. В этой мысли особенно укрепляешься, когда послушаешь медиков.


Другие материалы по теме: