Разгосударствление пенсионной системы в России

Пенсионная реформа была задумана в числе реформ первой волны. Началом ее можно считать выход Указа Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», подписанного ещё в 1992 году. Но до начала активной фазы реформы прошло 10 лет. За десятилетие концептуальные взгляды на суть пенсионной реформы несколько раз изменялись, и постепенно приближались к оправданным многолетним опытом системам развитых стран.

В 1994 году цель реформы была сформулирована как «предотвращение кризиса старения: защита пожилых людей и содействие экономическому росту». Как наиболее существенное нововведение было предусмотрено накопление средств на будущую пенсию за счет работника и работодателя вне пределов государственной пенсионной системы. К этому времени в стране уже были организованы первые НПФ.

В «Концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ» (1995 год) уже с большей определенностью речь шла о негосударственной составляющей пенсии. Она была названа в качестве одной из трех составляющих пенсии для каждого будущего пенсионера. Но называлась эта часть дополнительной пенсией.

В «Программе пенсионной реформы в РФ» (1998 год) особое внимание было уделено накопительной части пенсии. Правда, был предложен некий симбиоз распределительного и накопительного подходов в виде сочетания условно-накопительных и накопительных счетов. Получившуюся систему предлагалось внедрять в рамках государственного Пенсионного фонда России (ПФР). При этом негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) предполагалось по-прежнему в качестве дополнительного.

Решительные изменения в пользу негосударственной составляющей пенсии были внесены национальным советом по пенсионной реформе при Президенте РФ, которые сейчас и реализуются в соответствующих законах.

Такие концептуальные «шатания» отрицательным образом повлияли на роль и место негосударственных фондов в системе пенсионного обеспечения. Все 10 прошедших лет они занимались, можно сказать, «экзотической» деятельностью: дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, которое составляет менее 1%, как по числу обслуживаемых пенсионеров, так и по общей сумме материальной помощи им.

Ситуация

Система пенсионного обеспечения, действовавшая до реформы, и действующая сейчас, в переходный период, получила название распределительной. Всем пенсионерам пенсия выплачивается только из Пенсионного фонда России. Источником выплат являются платежи работодателей в размере 28% от начисленной заработной платы всех работающих. Практически все полученные средства идут на выплату пенсий действующим, если так можно сказать, пенсионерам. Взносы в ПФР находятся под контролем налоговой инспекции, как и другие платежи работодателей в госбюджет, поэтому их правомерно отнести к средствам, приравненным к госбюджетным. Таким образом, все пенсионеры находились как бы на государственном обеспечении.

В советское время при стабильной экономике распределительная система действовала без сбоев. Правда, и тогда было преследование пенсионеров, продолжавших работать и получать зарплату. Им снижали пенсию, если зарплата вместе с пенсией превышала определенную сумму (300 руб.). Но эта система перестала быть эффективной, как только начались задержки выплаты зарплаты, а вместе с этим и задержки отчислений в ПФР. При сбоях системы государственного обеспечения положение пенсионеров становилось критическим, поскольку иных источников дохода, кроме государственной пенсии, у большинства из них не было. Для решения этой проблемы государство стало предпринимать меры по изменениям порядка начисления пенсии, ее индексации. Дело доходило до общественных протестов. Ситуация нормализировалась только в последние годы, однако размер пенсий по-прежнему колеблется на уровне прожиточного минимума, зачастую опускаясь ниже этой планки.

Нынешняя трудовая пенсия состоит из двух частей. Первая – базовая. Она у всех пенсионеров одинакова, и равна размеру минимальной заработной платы. Вторая – страховая. Ее размер по определенной методике рассчитывается в зависимости от трудового стажа и зарплаты в последние годы работы. Но влияние заработной платы незначительно из-за разного рода ограничений, предусмотренных упомянутой методикой. В итоге суммы пенсий у бывшего директора крупного предприятия и рядовой работницы с этого предприятия почти не различаются.

Какие изменения предполагает реализуемая реформа? Трудовая пенсия будет состоять из трех частей. Первая – базовая будет выплачиваться ПФР из бюджета. Ее размер, как и сейчас, будет равен минимальной заработной плате. Вторая – страховая будет начисляться, и выплачиваться ПФР с учетом стажа работы и средств, накопившихся за весь трудовой стаж в ПФР (а не на основании зарплаты последнего года). Методика будет чем-то напоминать действующую, но влияние заработной платы будет определяющим в расчете размера пенсии.

Третья часть пенсии – накопительная. На данный момент она остается нереализованной. Формировать, начислять и выплачивать её смогут и государственные и негосударственные фонды, между ними возникнет конкуренция. А у каждого гражданина будет право выбора – кому доверить свою пенсию. По сути, это будет означать создание реального конкурентного рынка услуг пенсионного обеспечения. Накопительная часть будет формироваться из отчислений работодателя, а в последующем подобные отчисления из зарплаты работника тоже станут привычными.

Будет действовать и система пенсионного обеспечения льготников. Ее назначать и выплачивать будут и ПФР, и НПФ. В последующем количество рабочих мест с особыми условиями труда уменьшится за счет внедрения новой техники и технологий, а также переаттестации рабочих мест. Таким образом, постреформенная система пенсионного обеспечения в России должна стать во многих деталях сходной с ныне действующими системами развитых стран. А пока все 300 действующих НПФ не представляют сколько-нибудь организованной системы. Каждый из них работает с относительно небольшим числом предприятий и находится в ожидании начала действительной работы.

Разгосударствление

Первое по времени реальное действие по разгосударствлению пенсионной системы начнется в середине текущего года. Речь идет о диалоге, который начинает вести Пенсионный фонд России с застрахованными в нем лицами. Эта процедура прописана в недавно принятом законе из пенсионного пакета. Суть ее состоит в следующем.

Все, кому в 2002 году на именной пенсионный счет начислялись средства обязательного пенсионного страхования (часть привычных платежей работодателей в ПФР) получат от государственного пенсионного фонда информационное сообщение, в котором индивиду будет разъяснено движение средств на его именном пенсионном счете, в том числе – обозначены поступления пенсионных взносов от работодателя (если они были) и инвестиционный доход от использования этих средств Фондом в течение 2002 года. В этом же послании ПФР будет призыв к каждому застрахованному выбрать одну из рекомендуемых ПФР частных управляющих компаний для инвестирования средств. По заявлению Пенсионного фонда России такие сообщения будут направлены 36 миллионам застрахованных. Послание будет на 8 листах. Вероятно, основное внимание будет уделено рекламе управляющих компаний, число которых пока не известно.

Второе по времени, но более фундаментальное по сути изменение начнет реализовываться в следующем году. В сферу государственного пенсионного обеспечения с 2004 года будут допущены негосударственные пенсионные фонды. Они на равных с государством будут назначать и выплачивать накопительную часть трудовой пенсии, а также назначать и выплачивать профессиональную пенсию.

Законом установлены критерии предстоящего дополнительного лицензирования негосударственных пенсионных фондов. Они касаются совокупного вклада учредителей, количества обслуживаемых фондом индивидуальных пенсионных счетов (не менее 5 тысяч), успешного опыта работы не менее 2 лет.

Согласно установленной процедуре, застрахованные граждане смогут перевести свой индивидуальный счет из одного фонда в другой только один раз в году – 1 января. Для того чтобы ни деньги, ни сами застрахованные не потерялись, в ПФР уже создан единый для всей страны реестр застрахованных. И любой перевод будет делаться с ведома ПФР, и с соответствующей отметкой в реестре. Все переводы ИПС будут проводиться только по личному заявлению застрахованного.

Итоги

Основной итог преобразований состоит в том, что на ключевой позиции системы управления средствами, собранными как государственными, так и негосударственными пенсионными фондами, будут действовать не государственные структуры, а коммерческие компании. Работать они будут с одними и теми же правилам под контролем Минфина РФ, а значит и надежность их будет примерно одинаковой.

В заключении еще раз проследим, как же будет реализована цель реформы: повышение благополучия пожилого человека. Важными, по сути, являются три момента. Во-первых, создается рынок услуг пенсионного обеспечения, на котором различные пенсионные фонды смогут бороться за доверие гражданина. Завоевать доверие можно только более высокими темпами прироста пенсионных накоплений человека. Итогом будет рост пенсии.

Во-вторых, средства на пенсию будут накапливаться, начиная с первой зарплаты. Сумма накоплений будет прирастать прямо пропорционально сумме зарплаты, т.е. вкладу человека в конкретное дело, а значит и в развитие экономики.

В-третьих, одновременно с ростом суммы пенсионных накоплений будет расти и опыт человека в управлении ими. И человек не будет пассивным иждивенцем государства, а будет реальным строителем своей жизни на пенсии.



Владимир Задорожный – доктор экономических наук, профессор, генеральный директор НПФ «Исеть-фонд».


Другие материалы по теме: