«Подробности» и Ульяна Елфимова нашли «Мертвые души в списках налогоплательщиков»

8 мая 2003 (10:45)

Пятьдесят процентов свердловских юридических лиц могут ликвидировать. Шесть месяцев давалось коммерсантам, чтобы подать заявления о перерегистрации в налоговые органы, но, увы, этим правом мало кто воспользовался. Налоговики подозревают, что уклонисты —фирмы-однодневки, существующие только на бумаге...

Напомним, что 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Теперь, чтобы открыть свой бизнес, достаточно уплатить госпошлину, подать заявление в местную инспекцию Министерства по налогам и сборам (МНС) России и через 5 дней получить свидетельство о регистрации новой фирмы.

Чиновники любовно окрестили пришествие нового закона «тихой революцией». Ведь до 1 июля в стране существовало около 4,5 тысячи регистрирующих органов, в которых работали около 18 тысяч человек. При этом 14 тысяч из них занимались только регистрацией юридических лиц.

В итоге это и так довольно рутинное дело обросло огромным количеством административных рогаток. Даже цена за регистрацию в каждом регионе была своя. Разница колебалась от половины до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Теперь же установлена твердая госпошлина — две тысячи рублей.

Кроме того, сейчас вводится заявительный принцип регистрации (налогоплательщик не обязан доказывать достоверность информации, указанной в учредительных документах), а также принцип «одного окна», согласно которому налоговые органы не просто регистрируют новые предприятия, но и ставят их на налоговый учет. Это по идее должно избавить предпринимателей от обивания порогов разных инстанций, которое раньше занимало около месяца.

Все бы хорошо, но налогоплательщиков, зарегистрированных ранее, обязали до 1 января 2003 года перерегистрироваться в налоговых инспекциях для внесения в новый Госреестр. Видимо, поэтому регистрация неожиданно не заладилась.

По словам заместителя руководителя областного Управления Министерства по налогам и сборам РФ (УМНС) Дмитрия Брызгалова, к 1 мая сведения в налоговые органы подали 46 тысяч юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, а более 50 тысяч организаций до сих пор медлят. Аналогичная ситуация в целом по России: из 3,2 миллиона фирм в единый Госреестр записались только 1,6 миллиона.

Налоговики подозревают, что само название их конторы отпугивает отечественные фирмы. Ведь зарегистрировавшись, бизнесмен обрекает свою компанию на неусыпный контроль со стороны фискальных органов. Этим, видимо, вызван массовый бойкот единого Госреестра.

Сотрудники УМНС, видя столь яростное сопротивление, решили нанести ответный удар. Дмитрий Брызгалов сообщил, что фирмы, которые не уложились в отведенный законом шестимесячный срок и подают сведения о себе в 2003 году, уже штрафуются на 5 тысяч рублей. По мнению налоговиков, из более 50тысяч организаций, не подавших сведения для Госреестра, порядка 80 процентов — «мертвые души» или фирмы-однодневки. Для них вводятся специальные санкции.

В ближайшее время названия компаний, не зарегистрировавшихся в УМНС, будут вывешены на сайте министерства, чтобы налогоплательщики смогли проверить благонадежность своих партнеров. Кроме того, сегодня уже отрабатывается упрощенный механизм по ликвидации этих фирм. Не исключено, что их будут закрывать во внесудебном порядке. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму РФ и, возможно, будет принят в ходе весенней сессии. Сейчас налоговики надеются, что подобные репрессии все-таки образумят коммерсантов и обратят их в лоно налоговой инспекции...


Другие материалы по теме: