«КоммерсантЪ-Урал» и Ирина Мокроусова доводят до нашего сведения, что «ЕФБ сделала первую ставку»

4 июня 2003 (12:13)

Вчера на площадке Екатеринбургской фондовой биржи (ЕФБ) состоялись первые торги нефтепродуктами. Объем торгов был небольшой - чуть менее 700 т нефтепродуктов. Однако и продавцы, и покупатели довольны сессиями и рассчитывают, что в дальнейшем оборот вырастет. Эксперты же их оптимизма не разделяют, называя прошедшие торги «игрушками».


«Ъ» неоднократно писал о попытках организовать в России биржевые торги нефтью и нефтепродуктами. С подобной инициативой выступали как нефтяные компании, так и различные торговые площадки. Однако планы нефтяников дальше декларации о намерениях не продвинулись, а вот ММВБ совместно с Лондонской нефтяной биржей уже в ближайшее время может приступить к торговле фьючерсными контрактами. Впрочем, у этого еще нереализованного проекта уже есть критики, которые считают, что торговлю фьючерсами, развитую во всем мире, в России начинать пока рано. Иначе она станет еще одним инструментом для спекуляции, поскольку не обязывает к немедленному исполнению контракта. Оптимальный режим биржевых торгов на сегодняшний день - торговля форвардами.


Именно такой проект и был реализован на Екатеринбургской фондовой бирже, где вчера прошли первые торги нефтепродуктами. Как сообщил корреспонденту «Ъ» замгендиректора ИК «Аккорд-Инвест» координатор проекта) Константин Селянин, на специальной секции ЕФБ в ходе двух сессий продали 60 тонн бензина АИ-92 и 600 тонн летнего 1изтоплива. Средневзвешенная цена одной тонны бензина составила 9 550 руб. за 1 т, дизтоплива — 6 584 руб. (в том числе акциз).


Продавцами выступили основные поставщики нефтепродуктов Свердловской области • дочерние сбытовые структуры ЛУКОЙЛа и «Сибнефти». «Мы не питаем иллюзий, что г счет биржи резко увеличите объем реализации, — заявил вчера «Ъ» директор по сбыт нефтепродуктов ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь» Анатолий Гурьев. - Речь идет о том, чтобы получить реальный ценовой ориентир». Эту мысль поддержал и коммерческий директор «Сибнефть-Свердловскнефтепродукта» Константин Котельник. Он отметил, что в результате поставщики смогут сэкономить на исследовании рынка, то есть сократить маркетинговые затраты, а также показать, что прозрачность - это основное принцип их работы. Господи! Селянин говорит, что помимо этих двух структур в следующих торгах, возможно, будет участвовать и «Уральская нефтяная компания» («дочка» ТНК) которая сейчас оформляет не обходимые документы.


А вот пул покупателей до сих пор не сформирован. Лицензии на право заключать форвард на покупку товара имеют только две компании -«Дорстройресурс» (поставщик топлива для предприятий, занимающихся строительством дорог) и «ЯВА-АЗС» (владелец сети заправочных станций). В «ЯВА-АЗС» говорят, что компания удовлетворена вчерашними торгами. «Мы купили бензин немного дешевле, чем обычно», — заявил «Ъ» сотрудник компании.


В то же время основные потенциальные участники сделок - сельскохозяйственные и промышленные предприятия Свердловской области, а также оптовые покупатели, владельцы АЗС пока не определились с участием в проекте. В ЕФБ объясняют пассивность потенциальных потребителей особенностью менталитета. «Такое происходит часто. Люди предпочитают сперва выждать и посмотреть, как пойдет торговля, а уже потом решать - принимать участие в ней или нет», — высказал «Ъ» свое мнение гендиректор ЕФБ Евгений Костарев.


Вместе с тем эксперты указывают на то, что с покупателями не будет проблем, но только в том случае, если биржа сумеет предоставить оптимальные механизмы реализации сделок -начиная от заключения контракта и заканчивая расчетом и отгрузкой товара. «Если этот механизм будет более удобен, чем традиционная покупка у знакомого дилера, если бирже удастся наладить логистику, то потребители пойдут на биржу», — считает заместитель генерального директора ИК «Уником Партнер» Александр Бобков. Примерно об этом же говорит и куратор проекта «Ханты-Мансийская топливно-энергетическая биржа» Евгений Остапенко: «ЕФБ пока не предоставляет гарантий выполнения контрактов, а просто выполняет функцию сводника. Поэтому то, чем занимаются екатеринбуржцы, я считаю игрой».


Константин Селянин подтверждает, что гарантии, о которых говорит господин Остапенко, участникам, действительно, пока не даются. Но он не исключает, что впоследствии за несоблюдение условий контракта будут введены санкции вплоть до автоматического отключения от торгов. Результаты контрактов, заключенных вчера, будут подведены перед следующими торгами, намеченными на 16 июня.


Основные параметры регламента екатеринбургских торгов


Периодичность проведения торгов будет зависеть от степени ликвидности того или иного вида нефтепродуктов, которые разделены на две группы. К первой относятся бензины с октановыми числами 76 и 92, а также дизтопливо (периодичность торгов 2-3 раза в месяц). Вторую группу нефтепродуктов (АИ-95 и другие виды несезонного топлива) планируется продавать 1 раз в месяц. Один лот равняется 60-ти тоннам нефтепродуктов. Ставка биржевого сбора составит не более 10-12 руб. за тонну. Эти цифры рассчитаны только с учетом текущих затрат. Организаторы не исключают, что впоследствии эта ставка может быть увеличена для того, чтобы вложить деньги в развитие этого бизнеса. По их расчетам, на Екатеринбургской фондовой бирже планируется продавать 10% от общего объема продаж в Свердловской области. Т. е. речь идет примерно о 150 тыс. тонн нефтепродуктов в год.


Другие материалы по теме: