«Областная газета» и Валентина Смирнова поздравляют: «С новосельем вас, соотечественники!»

6 июня 2003 (11:59)

Первая попытка выполнения программы под названием «Теплый дом — переселенцам», разработанной председателем Каменск-Уральской ассоциации беженцев и вынужденных переселенцев Галиной Карповой и одобренной главой города Виктором Якимовым... с треском провалилась. По вине самих вынужденных переселенцев из республик бывшего Союза. Не смогли они поверить до конца в ее успех, спасовали. И неудивительно — дело было новое и для людей, и для города, да и для области. Это потом опыт каменцев поддержал Орджоникидзевский район Екатеринбурга, и он стал пропагандироваться на всех российских мероприятиях с участием беженцев. А тогда был лишь оставленный прежними хозяевами дом без окон и дверей, в котором могли бы случиться 24 новоселья, но не случились.


Теперь, четыре года спустя, дело другое. Страхи преодолены, многие ошибки учтены. Надо отдать должное смелости и настойчивости как переселенки из Казахстана Галины Карповой, так и главы города Виктора Якимова. 30 семей уже обрели свои квартиры. Их опыт воодушевляет других, вынужденных вернуться с одними чемоданами на историческую родину — в Россию. Начавшиеся недавно в Каменске-Уральском новоселья переселенцев из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана — долгожданный финал горьких странствий по городам и мытарств по чужим углам, общежитиям.


Сначала здесь, как везде в области и стране, выделялись денежные субсидии стоящим в очереди членам ассоциации беженцев и вынужденных переселенцев для приобретения вторичного жилья. Но этот финансовый источник иссяк быстро.


Тогда город и пошел по пути выдачи «субсидий стенами». Желающие брали в аренду помещения бывших детских садов, медицинских учреждений, малоквартирных домов старой постройки и на свои средства восстанавливали их. Сооружали перегородки, деля просторные залы и вестибюли на квартиры, пробивали новые входы и окна, настилали деревянные полы в бывших прачечных и других подсобных помещениях, штукатурили стены и потолки, навешивали батареи центрального отопления. Приходилось во многом себе отказывать для того, чтобы снова иметь теплый дом.


А некоторые из них, например, Николай Лысюк, после переезда на Урал нашедший себе работу на Синарском трубном заводе, своего жилья не имели никогда. Детдомовец, не заласканный жизнью, он все же был одним из тех, первых, которые встретили предложение ремонтировать брошенное и полуразоренное здание «в штыки». К Карповой его послали тогда из городской администрации. Галина Петровна, смеясь, вспоминала недавно, как напористо Коля требовал у нее благоустроенную квартиру. Три года спустя он снова пришел в ассоциацию беженцев. Сейчас, называя ее председателя «мамой Галей», усердно отстраивает эту благоустроенную квартиру для себя — при отдельном крылечке с перилами. Здание, которое было когда-то городским кожвендиспансером, сейчас носит ободряющее название «Надежда». Кроме Николая сюда уже заселился старший из трех детей Галины Карповой, Артем. Остальные семьи, поселяющиеся на улице Шахтерской в доме №1, тоже старательно обустраиваются.


Всего таких спасенных беженцами домов в городе шесть. В поселке Чкаловском товарищество переселенцев называется «Возрождение», а в старом, теперь закрытом реабилитационном центре для ветеранов войны и труда, — «Уют». Здесь тоже кипит работа. К приезжим присоединилась даже одна местная семья — Забируллиных. Много лет стоявшие в заводской очереди на расширение жилплощади, но так и не дождавшиеся его, они продали однокомнатную квартиру и взяли ту часть бывшего детского сада, которая требовала особенно больших материальных затрат для переустройства. Теперь одна большая семья разделилась на две, и обе имеют просторные квартиры. Трудно, конечно, приходится пионерам этого дела, многие из них живут практически на стройплощадках ..Но зато крыша над головой будет уже своя.


В правом крыле дома, который обустраивает товарищество «Возрождение», поселился любознательный подросток. На мой вопрос о том, кто здесь живет, он серьезно представил свою бабушку и себя: «Любовь Макаровна Класиборская и Владимир Владимирович Меликовский».


«Ну что ж, — поразмыслив, решила я, — жизнь у них ведь тоже серьезная. Родители Володи умерли, а потом им с бабушкой и обжитой дом пришлось бросить. Станешь тут взрослым в 13 лет».


Любовь Макаровна между тем решилась чуть-чуть пожаловаться. По ее разумению, хорошо бы предусмотреть для беженцев льготы при уплате налогов — на время строительства. Ведь неся немалые затраты на ремонте старых зданий, они еще арендную плату за них выплачивают. Кроме того, используют свои средства на поддготовку технических проектов, необходимых для оформления нежилых помещений как жилых. А пока этого не сделано, будущие новоселы вынуждены оплачивать все коммунальные услуги по ценам, предусмотренным для городских предприятий и организаций Многим такие многоплановые расход по силам, а бросить все начатое -последнюю надежду нормально устроиться на новом месте жительства. В результате ассоциация на сегодняшний день должна МУП «Каменс-Уральские электрические сети» за электроэнергию 160 тысяч рублей, выплатить которые пока не представляется возможным. Правление сделало нужные выводы: в последнем доме необходимые для переоформления документы делались параллельно со строительством, до оформления прописки. Но там и семьи подбирались те, которые имеют хоть какое-то жилье на период ремонта.


- Хорошо бы еще ссуду получить, я бы года за три отдала, — закончила свои пожелания в адрес городской власти Любовь Макаровна. – а то вот я ногу сломала, живем на пенсию внука пока.

Они разные, эти переселенцы. Порой не проявляют нужной предусмотрительности в делах, иногда устраивают свои организационные «разборка» раздражая тем самым должностных лиц. Но все же хочется надеяться, что глава города, городская администрация, отважно взявшиеся решать такую огромной важности проблему, как обеспечение беженцев жильем, еще и еще раз войдут в положение людей, ставших против своей воли бездомными. И эти выстраданные новоселья продолжатся не только здесь, но и в других поселениях нашей области, ожидающих результатов каменск-уральского эксперимента.


А в этом городе еще ждет своей очереди на обретение новых заботливых хозяев «Гренада» - заброшенный дом с пустыми глазницами окон на улице Центральной. Осилит ли и его обустройство упорная команда Галины Карповой?


Другие материалы по теме: