«КоммерсантЪ-Урал» и Элла Бидилеева сообщают, что кондитерскому объединению СладКо пришлось «Не сладко»

19 июня 2003 (10:45)

Кондитерское объединение «СладКо» закончило 2002 год с убытками

Вчера в Екатеринбурге состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Кондитерское объединение «СладКо», на котором миноритарии потребовали у иностранного менеджмента компании объяснений: почему объединение закончило 2002 год с убытками. Руководители «СладКо» в ответ заявили, что это не убытки, «а будущие инвестиции».

ЗАО «Кондитерское объединение «СладКо» было создано в Екатеринбурге в апреле 2001 года. Его учредителями стали голландская компания United Confectioneries bv ( которая также владеет 50, 3% ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка») и екатеринбургское ОАО «Фирма «Конфи». В декабре 2001 года ЗАО было преобразовано в открытое акционерное общество, к которому присоединились «Фирма «Конфи», ОАО «Казанская кондитерская фабрика «Заря» и ООО «Управляющая компания «СладКо». В настоящее время United Confectioneries bv контролирует 96% кондитерского объединения, 4% владеют физические лица, бывшие сотрудники «Конфи».

Иностранный инвестор, покупая активы российских кондитерских предприятий, не скрывал, что его цель – через несколько лет перепродать их по более высокой цене. Поэтому изначально ставились задачи – повышение капитализации, смена управленческих приемов и т. д.

Как уже сообщал «Ъ», первые серьезные изменения начались весной прошлого года, когда с поста гендиректора «СладКо» был смещен инициатор создания объединения и один из его акционеров Валерьян Хабулава. Вместо него, по решению совета директоров, был назначен Гарри Вилсон, который прежде руководил компанией Coca-Cola St. Peterburg Bottlers. Вскоре практически весь руководящий состав «СладКо» был заменен на выходцев из различных подразделений Coca-Cola. А в декабре 2002 года руководство компании объявило о смене команды менеджеров на екатеринбургском предприятии: заявления об увольнении по собственному желанию написали не только исполнительный директор Виталий Порядин предприятия и его заместители, но и фактически все начальники цехов. Гарри Вилсон тогда аргументировал массовую отставку менеджмента необходимостью «более агрессивной политики».

Вчера в Екатеринбурге состоялось годовое собрание акционеров «СладКо». В его повестке стояли два основных вопроса: отчет о финансовой деятельности компании в 2002 году и переизбрание совета директоров. Никаких сюрпризов ни менеджмент, ни основные акционеры кондитерского объединения не ожидали. Скандал разгорелся после того, как бывший финансовый директор «СладКо» (сейчас – заместитель генерального директора – «Ъ») Фабрис Дюве закончил отчет.

Дело в том, что 2002 год объединение завершило с убытками, которые составили 238 млн руб. Миноритарии потребовали объяснений. Однако, как заявил в беседе с корреспондентом «Ъ» представитель одного из акционеров Олег Матюшичев, внятного ответа не получили. Фабрис Дюве заявил, что полученные убытки – «это нормально». «Господин Дюве на наш вопрос ответил, что убытки – это будущие инвестиции. Я же считаю, что полученные убытки – результат неэффективного управления топ-менеджеров компании, так как управление финансовыми потоками последние 2 года полностью осуществлялось из Москвы. Менеджеры предприятий-производителей не могли распоряжаться деньгами, так же как не определяли планы производства и продаж. Но на наш вопрос: кто ответит за убытки, господин Дюве ответил: никто».

Олег Матюшичев также напомнил, что новая команда менеджеров в нынешнем году провела на «Конфи» массовые сокращения квалифицированных специалистов. «Было уволено около 150 человек. Двух из них суд уже восстановил в должности, признав их увольнение незаконным», — подчеркнул он.

Вместе с тем миноритарии указывали и на то, что в раскрутку бренда было вложено достаточно средств, а в модернизацию производства – ни копейки. Они обратили внимание и на то, что, согласно отчету, «управленческие расходы» компании превысили 70 млн руб.

В свою очередь, менеджмент объединения отнесся к результатам 2002 года спокойно. В пресс-службе «Ъ» заявили: «В бизнес-плане на 2002 год убытки были заложены. Поэтому руководители компании были к ним готовы». В объединении назвали несколько причин неудовлетворительной работы «СладКо» в прошлом году. Первая – реструктуризация, которая привела к дополнительным расходам.

Вторая – конъюнктурные изменения на рынке сырья (в конце прошлого года увеличились цены на какао-бобы). К тому же в прошлом году объединение вложило большие средства в рекламную кампанию.

Между тем миноритарные акционеры в настоящее время обсуждают возможность обжаловать действия менеджмента в судебных инстанциях и добиться более эффективного управления компанией.


Другие материалы по теме: