«Сегодня»: «Символ экономического уродства», так называют в Минфине идею обязательной продажи валютной выручки

19 марта 2001 (11:25)

Тема либерализации валютного рынка стала самой обсуждаемой в последнее время. О том, почему реальные меры по либерализации все время откладываются и кому это выгодно, корреспонденту газеты «Сегодня» рассказал глава департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов.

– Вы выступаете за отмену обязательной продажи экспортной выручки. Но сейчас, когда сделки по продаже проходят по рыночному курсу, эта мера практически не затрагивает чьи-либо интересы. Стоит ли овчинка выделки?

– Поступательное развитие российской экономики не прекратится и при сохранении этого требования. Но экономический рост представляется чрезмерно медленным, если хотите, вымученным, к тому же его темпы снижаются на глазах. Необходим мощный рывок вперед, и серьезным импульсом могло бы послужить реформирование валютных отношений с отменой наиболее одиозных ограничений. Отмена этого требования доказала бы необратимый характер рыночных преобразований. Если уж принято принципиальное решение о движении страны по цивилизованному пути, то зачем продолжать потребление гремучей смеси административно-распределительной системы и свободного рынка? Вот почему обязательная продажа является символом экономического уродства.

– Что позитивного принесет отказ от этой меры и нет ли здесь опасности для поддержания стабильности экономики?

– Для поддержания стабильности экономики этот отказ будет опасен, если только под стабильностью понимать состояние полузастоя и политику полуреформ. А позитивный эффект отмены этого требования многогранен. Во-первых, это констатация рыночной направленности реформирования России, что далеко не безразлично потенциальным инвесторам. Во-вторых, создание основы для установления действительно равновесного курса рубля. Нынешняя же схема не позволяет адекватно определять соотношение валют, так как на торговом поле кроме экономически заинтересованных участников рынка остаются те, кто совершает операции по принуждению и тем самым искажает «картину боя». В-третьих, предоставление ЦБ возможности эффективнее проводить свою курсовую и денежно-кредитную политику и, в частности, противодействовать увеличению темпов инфляции. Но самое главное - отмена обязательной продажи позволит доказать сомневающимся, что административные ограничения валютных операций никакой реальной пользы делу не приносили и не приносят. Ужесточение административного регулирования лишь усугубляет ситуацию, появляется потребность принятия дополнительных жестких мер, причем и в смежных областях жизнедеятельности. Так по кирпичикам создается тоталитарное государство с железным занавесом. У экономики есть два пути на выбор - к полному сворачиванию рынка или наоборот. Именно поэтому так необходимо препятствовать администрированию и использовать каждую возможность для проведения либеральных реформ.

– Вы можете назвать имена ваших главных оппонентов и их интересы?

– Конечно, тем более что они общеизвестны. Это ЦБ и уполномоченные валютные биржи. И если у руководства ЦБ интерес к сохранению статус-кво идеологический, то у бирж - меркантильный. Снятие ЦБ ограничений приведет к тому, что вся созданная им конструкция рассыплется на глазах, как карточный домик. С теми же безболезненными последствиями для экономики страны, но потерей для нынешнего руководства ЦБ ореола «спасителя Отечества». Хотя законодательство не закрепляет за ЦБ задачу по обеспечению исполнения государством своих финансовых обязательств, а накопление золотовалютных резервов для борьбы со спекулянтами вообще является неразумной затеей. Что касается уполномоченных валютных бирж, то их цель представляется много примитивнее – затянуть на как можно более продолжительный срок решение об отмене обязательной продажи экспортной выручки либо о переносе ее на внебиржевой рынок. Ведь ныне действующий порядок позволяет организаторам биржевых торгов компенсировать потерю высокой нормы прибыли после резкого сокращения объема операций с ГКО/ОФЗ после августовского кризиса. Отсюда, кстати, и инициатива о разработке «Концептуальных основ валютной стратегии РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе», выдвинутая действующей при ММВБ Национальной валютной ассоциацией. Многие месяцы, которые потребуются на подготовку проекта, обсуждение, согласование, утверждение и вступление в силу концепции, дадут возможность биржам продлить выполнение «общенациональной» задачи по сбору комиссионной дани с экспортеров. Во всем цивилизованном мире биржи выступают локомотивом рыночных преобразований, у нас же – апологетом «государственного» регулирования.

– Вы считаете необходимым полностью отменить требование об обязательной продаже или более правильно было бы ограничиться частичным смягчением режима ее действия?

– Есть компромиссные предложения о снижении нормы до 25 – 50 % с предоставлением права экспортерам осуществлять продажу валюты на внебиржевом рынке. Но такой подход подтверждает половинчатость реформ. Его приверженцы исходят из того же неверного предположения прямой зависимости между величиной нормы обязательной продажи и возможностью пополнения валютных резервов. На самом деле, способность государства обслуживать свой внешний долг зависит исключительно от его умения собирать налоги и от состояния платежного баланса. За этим постулатом прослеживается патологический страх перед свободным рынком. Не стоит опасаться того, что экспортеры, получив право самостоятельного распоряжения честно заработанной валютой, начнут придерживать ее в своих закромах. Не надо только нарушать элементарные рыночные законы.


Другие материалы по теме: