«Уральский рабочий» и Андрей Морозов рассказывают как пробовали «Окольцевать» и поделить»

2 июля 2003 (11:20)

Более типичного примера для иллюстрации расцвета нашей областной экономики (это когда большим бизнесом в регионе дозволено заниматься только своим, приближенным к правящему «телу»), нежели страховая компания «Кольцо Урала», трудно себе представить. Как, впрочем, и упадка этой самой экономики, когда в условиях постепенной цивилизации бизнеса начинает иссякать административный ресурс, то есть применение неправовых методов. Система дает сбои, а по-другому у нас зарабатывать не научились.

«Властелинов кольца» из них не получилось

Это стало окончательно ясно, когда на прошедшем недавно тендере «Кольцо Урала» лишилось права страховать областных парламентариев. Хотя до этого с подачи областных властей эта фирма девять лет была страхователем народных избранников. Депутатам не понравилось, что «Кольцо Урала» не выплатило страховку семье их коллеги Артема Сатовского, убитого в 2001 году. Как и депутату Геннадию Тверитинову, дважды подвергшемуся в этом году хулиганскому нападению.

И хоть эксклюзивный страховщик говорит о, неких юридических тонкостях, не позволивших ему выполнить свои обязательства, эксперты в один голос утверждают, что у «Кольца Урала» попросту нет денег на выплату страховых премий. И это несмотря на то, что, как сообщил журнал «Деловой квартал», «руководит компанией Александр Венидик-тов, который по совместительству явля-, ется советником губернатора по экономическим вопросам и имеет лобби в областном правительстве».

Последним штрихом, свидетельствующим о неплатежеспособности компании, стало обвинение ее дочерней структуры «Кольцо Урала — Медицина» в уклонении от уплаты налога. Не так давно Верх-Исетский федеральный районный суд города Екатеринбурга подтвердил законность возбуждения уголовного дела по факту налогового правонарушения этой компанией.

А как все хорошо начиналось. В 2000 году «Кольцо Урала» даже приступило к выпуску одноименной газеты на лощеной бумаге для деловых людей. И как сообщило это издание в своем первом номере, ее учредитель «по размеру уплаченного уставного капитала — 215 миллионов рублей — входит в шестерку крупнейших российских страховщиков».

Для конкурентов же причины столь впечатляющих успехов секретом не яв-лялись. «Мы чувствуем, что, скажем, «Кольцо Урала» имеет преференции со стороны областных властей», — рас-крыл «тайну» руководитель Свердловс-кого филиала страховой компании РОС-НО Андрей Ушаков.

Неприятности же у «Кольца» нача-лись, когда правящая команда сочла их созревшими для роли «властелинов» ос-тавшихся бесхозными лакомых кусков госсобственности. Первым объектом эк-спансии — вот знак судьбы — для «Кольца Урала» оказался аэропорт Кольцово.

То взлет, то посадка

Все началось с того, что, как устано-вила комиссия Гордумы Екатеринбурга, тогдашний первый вице-премьер Нико-лай Данилов подписал трастовый дого-вор, по которому «25-процентный пакет акций аэропорта Кольцове, принадле-жащий Свердловской области, был пе-редан в доверительное управление ру-ководителю «Кольца Урала» А. Венидик-тову. (Кому же еще, коли этот господин в бытность главой филиала ГУТА-банка в области выдал кредит на строитель-ство губернаторской резиденции, на ко-торый Инкор-строй, директором коего он сам и являлся, и возвел монументаль-ное сооружение). После чего «кольце-вать» стали по-крупному. С помощью все того же Н. Данилова, представляю-щего в совете директоров Кольцово интересы государства, «самое доходное подразделение аэропорта — топливно-заправочный комплекс (ТЗК), приносящий предприятию свыше 70 процентов доходов, — было бесплатно передано в частное владение». Свыше 80 процентов созданного ЗАО «ТЗК» достались страховой компании «Кольцо Урала». Как это могло произойти, если государство контролирует около 80 процентов голосующих акций аэропорта Кольцово?

Сам же ТЗК оценили в смехотворную сумму — 6 миллионов рублей, десятую часть годовой прибыли. Тогда как, по мнению коммерческого директора Александра Литвинова, Кольцове, лишившись ТЗК, «потеряет доходы, поскольку остальная деятельность аэропорта бесприбыльна».

И наоборот, «Кольцо Урала», вставшее на крыло, их приобретет. Ведь после реконструкции Кольцово должно стать аэродромом подскока на глобальных авиатрассах. И здесь будет производиться дозаправка топливом «Боингов» иностранных авиакомпаний. Естественно, и плата за обслуживание будет производиться в твердой валюте.

Но настали, как говорится, другие времена. К ситуации с аэропортом Кольцово подключились аппарат полномочного представителя в Уральском федеральном округе и окружная прокуратура. Последняя и возбудила уголовное дело о незаконном отчуждении госимущества и передало его в следственный комитет МВД по Уральскому федеральному округу.

В результате Н. Данилов лишился должности, а «Кольцо Урала» вышло из доверия как не выполнившее «задание партии и правительства». К тому же допустило утечку информации, из которой стали известны пикантные подробности об учредителях компании. Опубликовала их и сделала достоянием общественности уже упоминавшаяся комиссия Гордумы Екатеринбурга: «Несмотря на то, что под давлением правительства области создание компании было реально профинансировано рядом предприятий алюминиевой отрасли, владельцами контрольного 62-процентного пакета акций компании стали две оффшорные фирмы, зарегистрированные в Калмыкии и, по некоторым данным, принадлежащие лично Эдуарду Росселю и Александру Венидиктову».

Несварение Кольцово отразилось на здоровье «Кольца Урала», так сказать, и в медицинском плане. Замахнувшись на все медицинское страховое поле Свердловской области, «Кольцо» не смогло удержать за собой даже один Кировский район Екатеринбурга. Вытесненная им оттуда компания «Мегус-АМТ», ранее занимавшаяся обязательным медицинским страхованием на этой территории, через суды последовательно возвращает себе отнятые права.

Складывается впечатление, что «Кольцо Урала» повторит бесславную судьбу своего предшественника — «Гу-бернской страховой компании», кото-рая прекратила свое существование, как только прекратилась поддержка власт-ных структур, регулировавших страхо-вые потоки в пользу своих детищ.

Сколько кольцу ни «виться»...

Наша экономическая система, достиг-шая расцвета в эпоху слабого государ-ства и разгула региональной вольницы, при усилении государственной вертика-ли закономерно вырождается в чистую коррупцию.

— Китайцы давно приметили, что особая страсть к накоплениям возника-ет у чиновников в предпенсионном воз-расте, — написал журнал «Эксперт-Урал», исследовавший природу корруп-ции. — Поэтому перед выходом на пен-сию госслужащих КНР разве что на рентген не просвечивают. Подобный комплекс антикоррупционных мер ну-жен и России, причем особо надо про-верять тех, кто досиживает свой долж-ностной срок.

Добавим, что все сказанное в полной мере относится и к Свердловской обла-сти. Где высших областных чиновников даже послепенсионного возраста впол-не достаточно. Да и «Кольцо Урала», что называется, налицо...


Другие материалы по теме: