Стратегии кредитования малого бизнеса

По мнению экспертов, на рынке кредитов для малого бизнеса сейчас существуют две основные стратегии, основанные на различных способах решения проблемы минимизации кредитных рисков.

Обращение банковской системы к кредитованию малого бизнеса и превращение этого направления деятельности банков в один из наиболее динамично развивающихся секторов современной финансовой системы совпадает с политической программой государства, объявившего развитие этого сектора экономики своей приоритетной задачей.

Основным критерием, определяющим современное состояние российской банковской системы, является переизбыток финансовых ресурсов. Традиционный рынок кредитных заимствований, сформированный крупными корпоративными клиентами, на данный момент четко сегментирован и, так или иначе, уже поделен между финансовыми институтами, его дальнейшее развитие идет скорее по пути интенсификации отношений, нежели по пути экстенсивного роста.

В этой ситуации перед коммерческими банками стоит несколько возможных вариантов вложения средств. Одним из них является вложение в ценные бумаги, спекулятивные операции на фондовых рынках. Альтернативным способом прибыльного вложения средств является выход на ранее недооцененные и не перенасыщенные рынки кредитных заимствований, в том числе – на рынок банковских продуктов для малого бизнеса.

На данный момент к необходимости кредитовать малый и средний бизнес подошли практически все крупные коммерческие банки. Разница между ними заключается, в первую очередь, в применяемых ими технологиях и подходах к кредитованию.

Риски

Одной из отличительных особенностей малого бизнеса является высокая скорость протекания экономических процессов, прежде всего – оборота денежных средств, который в малом бизнесе проистекает в десятки раз быстрее, чем в промышленности или банковской сфере, что объясняет высокую скорость окупаемости вложений в малый бизнес. Если капитальные инвестиции в тяжелую промышленность начинают приносить прибыль не ранее, чем через 3-7 лет, то вложения в малое предпринимательство, как правило, окупаются в течение полугода.

С этим связана одна из главных особенностей кредитных продуктов, потребляемых малым бизнесом. Как правило, это краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, сроком от одного до трех месяцев, и среднесрочные кредиты, которые можно было бы назвать «инвестиционными» – они используются для организации нового бизнеса или модернизации и расширения уже существующего.

Малые сроки кредитования и готовность брать средства под достаточно большие проценты делают малый бизнес предпочтительным партнером для коммерческих банков, основные активы которых формируются из краткосрочных и среднесрочных депозитов физических лиц. Не случайно во всем мире именно кредитование малого бизнеса, вкупе с потребительским кредитованием и кредитами на пополнение оборотных средств крупных предприятий составляет основу деятельности большинства коммерческих банков, в то время как капитальные инвестиции в крупные промышленные предприятия являются прерогативой фондового рынка.

В то же время, отличительной чертой работы с отечественным малым бизнесом является высокий уровень кредитных рисков, обусловленный целым рядом причин, и, прежде всего, рискованностью самого бизнеса. Так, согласно данным статистики, средний срок жизни малого предприятия в современной России составляет чуть более трех лет. Ежегодно около 20% частных предпринимателей заявляют о своей несостоятельности.

Кроме того, в отличие от крупных компаний, малый бизнес оказывается непрозрачным для контролирующих органов банка. Это объясняется, в первую очередь, тем, что отечественное налоговое законодательство вынуждает предпринимателей переводить большую часть своих финансовых и товарных потоков на «серые» и «теневые» схемы, не поддающиеся учету контролирующих органов не только государства, но и кредитных организаций. Более того, уровень отчетности, необходимый для малого бизнеса не дает банку возможности адекватно оценить кредитоспособность заемщика.

Второй особенностью кредитования малого бизнеса является сложность получения обеспечения под взятые кредиты. В отличие от крупных предприятий, имеющих возможность предоставить в качестве залога часть своих производственных мощностей, недвижимость или земельные участки, малому предприятию, и, в первую очередь, индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица (а именно на эту категорию приходится более 90% выдаваемых кредитов) сложно предложить в качестве залога достаточно ликвидное имущество, которое могло бы заинтересовать банк.

Третьим фактором, повышающим риск при кредитовании малого бизнеса, является невысокий уровень профессионализма работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере работы с кредитными учреждениями, прежде всего – в области сбора и составления необходимых документов, а так же в предоставлении экономического обоснования расходования заемных средств. Значительная часть бизнесменов не в состоянии составить приемлемый для банка бизнес-план распределения заимствованных средств и представить схему возвращения доходов.

Пути решения

Существует два основных направления решения проблемы высоких рисков при кредитовании предприятий малого бизнеса.

Первое, как правило, используется относительно небольшими банками, для которых кредитование малого бизнеса является одной из основных статей дохода, а структура капитала позволяет осуществлять операции с высоким уровнем риска. Суть его заключается в уменьшении кредитного риска за счет увеличения процентов по кредиту. При такой схеме банк определяет уровень риска и равномерно распределяет его между всеми заемщиками, в результате чего добросовестные заемщики фактически возмещают банку потери от невозвращения кредитов недобросовестными заемщиками.

В то же время подобная схема позволяет банку значительно сократить перечень документов, необходимых для предоставления кредитов, а так же сроки их рассмотрения, что позволяет малому бизнесу получать кредиты «не выходя из тени».

Другим путем, избранным многими крупными универсальными банками, является уменьшение рисков за счет увеличения прозрачности кредитуемого бизнеса. При такой схеме банк прилагает усилия к тому, чтобы изучить малое предприятие на предмет его способности возвратить кредит. Для получения кредита заемщик должен предоставить значительное число документов, подтверждающих его платежеспособность, а также составить технико-экономическое обоснование расходования полученных средств. Увеличивается и срок рассмотрения документов банком по сравнению с первым подходом. Главным конкурентным преимуществом такой схемы кредитования являются относительно невысокие проценты. В то же время для того, чтобы пользоваться подобными схемами кредитования малый бизнес должен выйти из «тени» и стать прозрачным для банка.

Стратегия Сбербанка

Вторая стратегия используется Сбербанком России, который в области кредитования малого предпринимательства традиционно придерживается достаточно консервативной политики, которая объясняется, с одной стороны, обязательствами перед вкладчиками банка, средствами которых он не имеет права рисковать, а с другой стороны – направленностью на работу с теми клиентами, которые готовы выйти из тени и сделать свой бизнес прозрачным как для банка, так и для государства.

Осуществляя работу по кредитованию предпринимателей, Уральский банк Сбербанка России одновременно ведет и деятельность по выводу отечественного малого бизнеса из «тени», по приведению его отчетности к существующим стандартам в этой области. Таким образом, благодаря Сбербанку прозрачность бизнеса становится ощутимым конкурентным преимуществом, так как позволяет пользоваться относительно более дешевыми и экономичными кредитными продуктами. Так ставка 18% годовых на три месяца по рублевому кредиту является вполне реалистичной для Сбербанка.

Одной из основных задач, стоящих перед Сбербанком РФ и его территориальным банком в Уральском регионе является дальнейшее развитие своего присутствия на рынке кредитных услуг для малого бизнеса в соответствии с высоким стандартом в области критериев прозрачности кредитуемого бизнеса. Способствовать решению этой задачи должно состоявшееся в январе открытие в структуре Управления кредитования Уральского банка Сбербанка России сектора кредитования малого бизнеса. В функции этого подразделения входит создание и внедрение единых подходов в области кредитования малого бизнеса, стимулирование территориальных отделений банка и интенсификации работы в данной сфере, а так же взаимодействие с организациями, которые могут стать поручителями при кредитовании малого бизнеса.

Однако главной задачей сектора уже сейчас стало определение общей политики Уральского банка СБ РФ в области кредитования малого бизнеса и выработка общей тактики поведения на рынке кредитных услуг для малого бизнеса. Работа идет как минимум по трем основным направлениям.

Прежде всего, это ряд мер, направленных на упрощение процедуры получения кредита. Это уменьшение пакета документов, которые должен предоставить потенциальный заемщик для получения кредита за счет тех, которые, как показывает практика, не имеют принципиального значения для оценки кредитных рисков и истинного экономического положения заемщика. В банке внедряются технологии, которые позволяют оценивать не только учитываемую налоговыми органами часть оборота фирмы, но и «серые» финансовые потоки, что дает более адекватное представление о платеже-способности малого предприятия.

Сбербанк упростил подход к оценке финансового положения предприятия-заемщика, смягчил требования к обеспечению под получаемый кредит, снизил требования к страхованию заложенного имущества, повысив порог обязательного страхования для имущества стоимостью выше миллиона рублей.

Учитывая, что немногие частные предприниматели в состоянии сами составить необходимые технико-экономические обоснования кредита, часть этой работы банк принимает на себя, представляя предпринимателям бесплатные консультации, проводимые кредитными инспекторами банка.

Другим методом привлечения малого бизнеса к сотрудничеству с банком стало расширение ассортимента предоставляемых кредитных продуктов. Если до недавнего времени банк предоставлял малым предпринимателям лишь один банковский продукт – собственно краткосрочный кредит – то сегодня их число возросло до пяти, и включает в себя два вида кредитных линий: возобновляемая и невозобновляемая, генеральное соглашение об открытии рамочной кредитной линии, вексельный кредит, услуги овердрафта.

Другим механизмом, призванным привлечь предпринимателя к долговременному сотрудничеству с банком является зависимость процентной ставки от денежных оборотов в банке. Чем выше оборот денежных средств предпринимателя в Сбербанке, тем ниже процентная ставка по взятым им кредитам.

Все эти меры приносят результат. Так, только за 2002 год остаток ссудной задолженности на счетах малых предприятий вырос на 39% и составил 3 236,5 миллиона рублей. Остаток ссудной задолженности по кредитам предпринимателей без образования юридического лица, которые составляют более 95% всех заемщиков в секторе малого бизнеса, за тот же период увеличился на 51%.

Выводы

Очевидно, что одним из основных направлений развития малого предпринимательства в современной России будет повышение прозрачности бизнеса, отказ от использования «серых» схем оборота средств и переход к цивилизованным методам финансового учета и отчетности. Сейчас для этого создается все больше условий. Со стороны государства предпринимаются меры по рационализации системы налогообложения, делающие невыгодным сокрытие прибыли и финансовых потоков. Контролирующие органы совершенствуют работу по выявлению фактов увода части бизнеса «в тень». Не малую роль в этом процессе играет и политика банков, направленная на поощрение перехода малого предпринимательства к легальным способам ведения бизнеса.

В свете неизбежного перехода малого бизнеса к цивилизованным формам организации финансовых потоков и прозрачной финансовой отчетности, становится очевидным, что из двух рассмотренных схем кредитования малого бизнеса перспективы имеет, по сути, только та, что предлагает относительно невысокие процентные ставки, минимизируя кредитные риски за счет увеличения прозрачности кредитуемого бизнеса. Очевидно, что по мере уменьшения сектора теневой экономики вторая схема, построенная на распределении рисков между заемщиками, просто исчезнет с рынка, не выдержав конкуренции.


Другие материалы по теме: