«КоммерсантЪ-Урал» Ирина Мокроусова, Игорь Кулешов, Роман Гирш и Алена Вучельникова сообщают, что «Без базаров останутся жители Урала»

11 июля 2003 (11:16)

В начале 90-х рынки начали появляться в российских городах как грибы после дождя. В то время государственная система распределения продовольственных и промтоваров окончательно развалилась. На ее обломках российские предприниматели начали строить свой бизнес. Тогда же появились и так называемые «челноки». В огромных клетчатых сумках они привозили из-за границы тонны дешевых вещей и продавали их на стихийно возникающих вещевых рынках, которые в народе стали называть «толчками». И неспроста. «Отоваривалось» на таких рынках подавляющее большинство российских граждан. Победа «рыночных» отношений объясняется просто. Товары на базаре на 10-15% дешевле, чем в магазине (накладные расходы торговцев минимальны), а это важно для бюджета большинства горожан. Сегодня ситуация складывается с точностью до наоборот.

Как сегодня отмечают сами владельцы рынков (см. интервью на этой странице), вопрос качества товаров в начале 90-х даже и не обсуждался. Во-первых, бюджеты бывших советских граждан трещали по швам, поэтому они покупали то, что продавалось на рынке «по дешевке». Во-вторых, муниципальные и региональные власти не в силах были уследить за качеством вещей и продуктов. Можно с полной уверенностью сказать, Что ни один из тогдашних мелкооптовых рынков сейчас не прошел бы объективную проверку санэпидемстанции. Например, отсутствие холодильников в контейнерах и санитарных книжек у продавцов, торговля с одного прилавка сырым мясом и, предположим, спортивными костюмами для таких рынков были в порядке вещей.

Перелом случился после августовского кризиса в 1998 году. Российская экономика стала бурно развиваться. В связи с ростом доходов у граждан появилась возможность выбирать между закупками необходимых товаров в магазинах или, как и прежде, на рынках. В борьбе за потребителя владельцы уличных торговых рядов и магазинов задумались о сервисе. Муниципальные и региональные власти не остались в стороне от этого процесса: они хотели избавиться от уличных палаток и придать рыночной торговле более или менее пристойный вид. Например, в Челябинске даже существовала специальная программа «загона» торговцев в крытые помещения. Владелец рынка получал свободную территорию, наиболее" пригодную (по мнению городской администрации) для торговли; «палаточные городки» убирались, а на их месте строились павильоны или многоэтажные здания (так было с «Зеленым» рынком в Челябинске). Нечто похожее происходило и в других городах Урала. В Тюмени в прошлом году рынок «Центральный», расположенный рядом с ЦУМом, снесли и на его месте разбили площадку для отдыха с газонами и фонтанами.

А тем временем владельцы рынков превратились во влиятельных бизнесменов. В городах началась борьба за контроль над рынками, которая часто сопровождалась криминальными переделами собственности и даже убийствами. Не утихают споры и до сих пор. Об одном из них «Ъ» подробно писал в конце мая нынешнего года: ГУВД Свердловской области возбудило уголовное дело по статье «Самоуправство» по факту произошедших беспорядков на крупнейшем вещевом рынке города — «Таганский ряд», представители которого столкнулись с сотрудниками прилегающего к «Таганскому ряду» мини-рынка «Азия-Опт». В потасовке участвовал и депутат Екатеринбургской городской думы Александр Хабаров.

Эксперты склонились к экономической подоплеке конфликта. «Рынок — очень интересен в плане бизнеса», — заявил «Ъ» бывший генеральный директор и некогда один из основных акционеров ЗАО «Таганский ряд» Владимир Кичаев. По его словам, во времена его руководства, рентабельность «Таганки» составляла 79%. «Я думаю, что сейчас рынок работает еще с более высокими оборотами», — добавил он.

Обороты рынков на Урале действительно велики. Об этом свидетельствуют данные, представленные «Ъ» тюменским комитетом госстатистики. Оборот торговли в УрФО за первые 5 месяцев текущего года составил почти 140 млрд руб. Лидерами в этой сфере бизнеса являются Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский АО (см. таблицу). При этом доля «рыночной» торговли в этом объеме составляет 20-40% в зависимости от региона. Выше процент в Курганской и Тюменской областях, ниже — в северных автономных округах. Это значит, что за прошедшие 5 месяцев через уральские рынки прошло в среднем около 35 млрд руб, И это лишь официальные данные. Проследить «теневые» обороты практически невозможно.

Между тем власти всех регионов прогнозируют снижение интереса к рынкам. По словам министра торговли, питания и услуг Свердловской области Веры Соловьевой, доля продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках снижается. В структуре оборота эта цифра по итогам прошлого года составила 27%, что ниже, чем в 2001 году. А значит, жители Екатеринбурга и области предпочитают делать покупки в объектах стационарной торговли — магазинах, крупных супермаркетах, специализированных «бутиках». Власти Курганской области говорят о том, что число магазинов и торговых центров в Зауралье постоянно растет и уже превысило 5 тыс. «Магазины уже сегодня легко могут закрыть потребность населения во всех группах товаров», — считают в Кургане. А лидером по вытеснению рыночной торговли, вероятно, станет Ханты-Мансийский АО. Власти региона запланировали, что в структуре товарооборота в 2003 году доля продажи на вещевых, смешанны: и продовольственных рынках снизится до 15° за счет укрупнения предприятий розничной торговли, совершенствования форм торгового обслуживания и расширения сети стационарных специализированных магазинов.


Другие материалы по теме: