Уральский рынок пластиковых карт: в ожидании бума

Как заявил на пресс-конференции в Екатеринбурге заместитель генерального директора представительства Visa в России Оливер Хьюз, международная платежная система Visa называет Урал третьим по значимости российским регионом на рынке пластиковых карт.

На сегодня на территории России эмитировано более 6,5 млн. карт Visa. С марта 2002 по март 2003 года с их помощью россияне потратили более 829 млн. долларов. И при этом, по оценкам западных экспертов, развитие карточного бизнеса в России ждет настоящий бум. Одна только Visa за этот год прогнозирует увеличение российской составляющей своего бизнеса почти на 40%, и к началу 2004 года планирует эмитировать еще 2,5 млн. карт. Сегодняшние обороты российской карточной империи Visa в 8 млрд. долларов США планируется увеличить до 11–12 млрд. долларов к концу года.

Основная роль в интенсификации карточного бизнеса Visa отводится российским банкам – членам Ассоциации Visa.

Ассоциация Visa

Ассоциация российских банков-членов Visa была учреждена 25 февраля 1997 года Международной Сервисной Ассоциацией Visa International и коммерческими банками «Инкомбанк» и «Российский кредит». Позднее соучредителями Ассоциации стали другие российские банки, общее количество которых на сегодняшний день насчитывает 32.

Сегодня в ассоциацию российских банков-членов Visa входят 235 банков. Из них 40 принципиальных членов (Visa Principal Members), а остальные являются ассоциированными членами (Visa Associate Members) или имеют статус участника (Visa Participant Members). Их число непрерывно растет. По оценке Оливера Хьюза, к концу года число банков, входящих в ассоциацию, увеличится до 280. Только в Екатеринбурге в самое ближайшее время еще пять банков войдут в Ассоциацию российских банков-членов Visa.

На территории Уральского федерального округа эмитировано более миллиона карт Visa и действует 23 банка – принципиальных членов Visa. В Свердловской области эмитировано 180 тысяч карт (всего 20% от общего количества по УрФО), но обороты по ним составляют около 40% от общих оборотов по округу.

Кроме стремления войти в ассоциацию международной платежной системы, отечественные банки стараются получить все больше прав на саму платежную карту. Так, например, в начале июля официальное разрешение на использование пластиковых карт системы Visa с собственным дизайном получил банк «Драгоценности Урала». В соответствии со своим правом ассоциированного члена платежной системы банк вскоре приступит к эмиссии пластиковых карт.

Зачем банку нужна карта со своим логотипом? С точки зрения платежной системы, это скорее стремление к изоляционизму, то есть к локализации карточной системы за счет исключительности торговой марки банка. Имея карту с логотипом банка, клиент сознательно или непроизвольно начинает выбирать банкомат или другой сервис с подобным логотипом. С точки зрения конкретного банка, собственные карты нужны в первую очередь для привлечения новых клиентов за счет определенных конкурентных преимуществ, как карты, так и самого банка.

Пластиковая карточка – это элемент разнообразных информационных технологий, причем таких, которые предполагают или локальный, или международный обмен данными и вполне определенную систему соглашений. Причем в данном случае не важно, являются ли они соглашениями, принятыми внутри компании, либо это соглашения, имеющие международный характер. Когда банк выпускает карту платежной системы со своим дизайном на выходе получается уже некая «совместная» карта, дающая ее обладателю новые возможности. Каждый логотип, размещенный на карте, добавляет ей дополнительные потребительские свойства (в частности и рекламные). Основной задачей «совместной» пластиковой карточки становится привлечение клиентов за счет этих дополнительных свойств.

Преимущества «совместной» карты

Во-первых, это преимущество первого логотипа – платежной системы. Среди прочих преимуществ отметим широту международной распространенности системы и глубину интегрированности ее на российский рынок. Сравнивая, например, системы: международную Visa и отечественную STB, легко определить достоинства первой. Однако если сравнивать международные системы: Visa International, Europay International или Master-Card International преимущества не очевидны. Для нас, в этом случае, достоинством платежной системы является ее распространенность на российском рынке.

Преимущество в тарифной политике системы является решающим для банка, но не для конечного владельца карты. Так региональные банки могут вполне договориться между собой о снижении межбанковского тарифа. Смысл любого объединения банкоматов в единую сеть, есть ни что иное, как соглашение о взаимной отмене межбанковской комиссии для пользователей карт.

Во-вторых, существуют преимущества для банка-эмитента. Уральские банки пошли в этом случае по пути увеличения функциональных возможностей карты. Такое направление развития бизнеса пластиковых карт связано, прежде всего, с российской особенностью их появления. Большинство жителей Свердловской области стало владельцами карт в результате реализации так называемых «зарплатных проектов».

Однако все дополнительные функциональные возможности карты являются сугубо банковскими и не идут дальше доступа к нескольким счетам или проведения коммунальных платежей через банк-эмитент. Таким образом, возможности владельца карты ограничены только возможностью потратить средства на своем банковском счете. Такие небанковские дополнительные функции, как использование карточки в качестве пропуска на предприятие, в том числе хранение информации о времени прохода через проходную и т. д., что собственно и должно привлекать потенциального партнера банка по «зарплатному проекту», до сих пор остаются нереализованными.

Путь к покупателю

Есть и второй, невостребованный уральскими банками, путь развития карточной системы. Он связан с выпуском «совместных» с торгово-сервисными предприятиями карт или с участием в карточных программах, предлагаемых дисконтными системами.

На Западе широко распространены карточки, выпущенные банками совместно с предприятиями торговли и сферы услуг. Так банк DBS выпустил совместную с торговой компанией «Takachimaya» карточку Visa Classic. Кроме основных атрибутов карточки Visa Classic (логотип, голограмма, магнитная полоса и прочее), на карте Takachimaya Visa есть микросхема, которой поддерживается дисконтная программа торговой сети и так называемая программа лояльности, в остальном же карточка не отличается от обычной карточки Visa Classic. Преимущества такой карточки для клиентов как магазина, так и банка, очевидны.

Сама платежная система Visa International предусматривает три вида совместных карточек, эмитентом которых является банк. Во-первых, это co-branded card – карточка компании, имеющей широко известную торговую марку. Во-вторых, affinity card – карточка организации, членов которой объединяют общие интересы или профессиональная принадлежность. В-третьих, lifestyle card – карточка компании, специализирующейся на продаже товаров или предоставлении услуг категориям людей, ведущим определенный, обычно роскошный образ жизни.

Ассоциации Europay International и MasterCard International также развивают совместные программы с торговыми предприятиями. Обычно крупные фирмы, такие, как, например, Lufthansa, одновременно имеют совместные карточки, выпущенные в рамках обоих международных платежных систем (Visa, Eurocard/MasterCard).

На отечественном рынке одним из успешных примеров можно считать «совместную» карточку банка «Союзавиакосмос» с логотипом AVEX (локальная платежная система банка, позволяющая держателю карты оплачивать телефонные разговоры и авиабилеты), эмитированная банком в рамках платежной системы Union Card. Дисконтные свойства такой карточки обеспечиваются логотипом дисконтной системы IDS. Участие в дисконтных системах позволяет банку превратить свой локальный дисконтный карточный продукт в международный. Собственная карта предприятия может выполнять любые, обозначенные эмитентом функции (например, просто служить пропуском в клуб), но присутствие логотипа, скажем, Countdown предоставляет ее держателю все те права, что и оригинальная карточка этой международной дисконтной системы.

Другой пример – существовавшая некогда «совместная» карточка МДМ-банка и сети московских супермаркетов «Седьмой Континент». В качестве такой карты был выбран карточный продукт – Visa Electron. Карточка предоставляла возможность 5% скидки при покупке в сети. Процесс оплаты в данном случае состоял из двух частей. Сначала деньги непосредственно в магазине вносились на счет карточки (пятиминутная процедура), затем карточка использовалась как дисконтная. Поскольку всегда существует вероятность, что не все внесенные деньги будут использованы для покупки сразу после внесения, то выгода для банка в такой схеме была очевидна.

Появление на рынке подобных «совместных» карт позволяет решить основную проблему отечественного карточного бизнеса: перехода владельцев карт из категории «зарплатники» в категорию «покупатели».

Карточные кредиты

Рост доверия к банковской системе, снижение процентной ставки и интенсивное развитие потребительского кредитования стимулирует появление нового направления на рынке пластиковых карт – кредитных карточных продуктов. Все эксперты единодушны в своих прогнозах и уже осенью этого года ожидают появление кредитных карт на рынке Свердловской области. Возможным пионером нового направления большинство опрошенных экспертов называют все тот же екатеринбургский банк «Драгоценности Урала», программы потребительского кредитования которого позволяют конкурировать с московскими банками: «Русским стандартом» и «Первое О. В. К.».

Однако интенсивного развития кредитных карт «по западному образцу», скорее всего, не будет.

Основная причина – существенные риски, связанные с кредитованием населения. Риски, как известно, банк компенсирует высокими процентными ставками по кредитам. «Цена» пластикового кредита

сегодня составит около 22% годовых. Это примерно в 3–4 раза выше, чем в цивилизованных странах.

Возможно, сначала региональные банки добавят к своим дебетовым картам новую возможность – псевдокредитный продукт, например, льготные условия по овердрафту. Таким образом, владелец пластиковой карты банка получит фактически новую услугу, а карточка с логотипом банка – новое конкурентное преимущество.

Возможен и вариант развития кредитования по «зарплатным» картам. В этом случае для банка необходимым и достаточным условием станет поручительство руководства предприятия за собственных сотрудников.

Тенденции

В разработанных Уральским банковским союзом, правительством Свердловской области и Главным управлением Банка России по Свердловской области основных направлениях развития банковского сектора Урала на 2003–2005 гг., выделено три основных тенденции.

Во-первых, это перевод бюджетных организаций на «зарплатные» проекты с использованием пластиковых карт, во-вторых, развитие эквайринговой сети и, в-третьих, развитие системы платежей за коммунальные услуги с использованием электронных сервисов.

Современные потребности рынка и необходимость перевода «зарплатника» в «потребители» могут существенно скорректировать эти направления. Конкурентная борьба за «пластик» ужесточается, и появление радикально новых продуктов: «совместных» и кредитных карт приведет к новой расстановке сил на третьем по значимости пластиковом рынке России.


Другие материалы по теме: