«Уральский рабочий» и Андрей Морозов наблюдают «Вторжение в воздушное пространство»

30 июля 2003 (10:56)

Наверняка многих удивили слова алюминиевого короля Виктора Вексельберга — уж очень от них попахивало лукавством. Выступая недели две тому назад на торжественном открытии первого этапа реконструкции аэропорта «Кольцово», В.Вексельберг пытался уверить собравшихся в том, что вошел в проект исключительно по просьбе действующего губернатора: «Он всю кровь из нас выпил с этим аэропортом. Мы же, бизнесмены, никогда не придем в проект, если он не окупается».

Вижу цель

Конечно, все это можно было бы отнести на счет предыдущего неудачного захода на аэропорт «Кольцово». С подачи тогдашнего первого вице-премьера областного правительства Николая Данилова, представляющего в совете директоров интересы государства, был фактически подарен частной структуре наиболее ценный актив аэропорта — топливно-заправочный комплекс (ТЗК).

В новом акционерном обществе, которому отошел ТЗК, государство утратило лидирующие позиции. И это при том, что в самом аэропорту ему принадлежит порядка 60% акций. И только вмешательство аппарата полномочного представителя Президента в УрФО и Генпрокуратуры помешало довести до конца отчуждение госсобственности.

Правда, справедливости ради отметим, что возбужденное уголовное дело не привело к посадке никого из действующих лиц. Все окончилось косметическими выговорами и незначительными служебными перемещениями. И тем не менее скандал тогда случился изрядный.

Посему выбранную В.Вексельбергом линию поведения можно бы рассматривать как предосторожность, дабы не была проведена аналогия между его нынешними действиями и прежней неудачной попыткой захвата аэропорта «Кольцове». Но это то, что лежит, так сказать, на поверхности. А если копнуть поглубже, картина получается немножко другая.

Например, В.Вексельберг утверждает, что в «Кольцово» его затянул губернатор, так как мы, «бизнесмены, никогда не придем в проект, если он не окупается». Но это не очень согласуется с фактом давнишнего приобретения подконтрольным ему СП «Ренова» крупного пакета акций аэропорта. Более того, многие эксперты полагают, что Н.Данилов и иже с ним «захватывали» аэродром не по собственной инициативе, а с согласия областного руководства и в интересах крупной корпорации.

Судите сами

Замаранный Н.Данилов хотя и лишился поста в областном правительстве, но не вышел из доверия. Иначе чем объяснить тот факт, что он был перемещен ближе к телу — стал начальником личной канцелярии губернатора. Не секрет также теснейшие связи В.Вексель-берга с областным руководством. В частности, ряд ключевых должностей в правительстве занимают его выдвиженцы.

Так что лукавит господин Вексельберг, декларируя свою незаинтересованность в аэропорте «Кольцово». Факты подтверждают обратное — цель эта была намечена им давно.

Как упоительны в России аэропорты

Немало оказалось желающих порулить аэропортом «Толмачево» города Новосибирска, включенного в одобренный правительством Россия план приватизации на 2004 год. По мнению же аналитика ИК «Проспект» Алексея Зайцева, основным претендентом здесь является «Альфа-групп».

Любопытно, что оная бизнес-структура уже добилась права управления столичным аэропортом «Шереметьево». И, кстати, В.Вексельберг для них совсем не чужой, являясь партнером «Альфа-групп» по Тюменской нефтяной компании.

А если посмотреть по карте, то Шереметьево—Кольцово—Толмачево выстраиваются в воздушный коридор. Что крайне притягательно для иностранных авиакомпаний, нуждающихся в аэродромах полскока на российской территории. В первую очередь, длн обеспечения дозаправок топливом и прочим необходимым.

По мере же интеграции России в мировое экономическое пространство, в частности, после вступления во Всемирную торговую организацию, неизбежен приход западных авиакомпаний на отечественный рынок авиаперевозок. Для чего им, естественно, понадобятся российские партнеры. А кто лучше других может подойти на данную роль, нежели Вексельберг с «Альфа-групп», овладевшие к этому времени аэропортами, выстроенными в воздушный коридор?!

Кстати, и сам Вексельберг не скрывает намерения в дальнейшем увеличить свой пакет акций в аэропорчу «Кольцово» до контрольного. Как вариант, например, превратить привилегированные акции в обыкновенные с последующим выкупом. Или же добиться включения продажи госпакета акций аэропорта в план приватизации. Тем более, что уже сейчас через «Кольцово-инвест» В.Вексельберг контролирует порядка 43% акций аэропорта.

Вероятность развития событий именно по такому сценарию подтверждается еще одним фактом. Явно не случайно в Госдуме и российском правительстве началось обсуждение возможности передачи в частные руки диспетчерских служб аэропортов и соответствующего аэронавигационного оборудования. Что ранее категорически отвергалось из соображений государственной безопасности.

То есть как только авиабизнес Вексельберга приобретет товарный вид, он, скорее всего, будет продан иностранным покупателям. Как это происходит сейчас с «СУАЛ-холдингом». И как это уже произошло с Тюменской нефтяной компанией, кою Вексельберг с «Альфа-групп» продали, как вы знаете, British Petroleum.

Чтоб видимость была миллион на миллион

Разумеется, мы вовсе не против того, чтобы западные инвесторы приходили в отечественную экономику. Мы за полную прозрачность этого процесса. Дабы общество знало, что, например, в конечном итоге аэропорт «Кольцово» может перейти под контроль иностранцев. Или что совладельцем всех контролируемых В.Вексельбергом активов является американский гражданин Леонард Блаватник.

И что аэропорт «Кольцово» — это не бедная золушка, которую из милости взял под крыло В.Вексельберг, а выгодный бизнес. В связи с чем нелишне напомнить, что контроль над ним та же «Ренова» получила безо всякого конкурса. Что, в конечном итоге, в последующем может обернуться серьезными потерями денежных средств для областного бюджета.

Народ на этот счет выражается очень точно и определенно: «Рука руку моет».


Другие материалы по теме: