«Уральский рабочий» и Татьяна Бурова считают, что в Свердловской области «Расходы вприпрыжку, доходы - еле-еле...»

13 августа 2003 (11:14)

Почему-то рост доходов не всех делает богаче

Недавно наша страна, и наша область в частности, подвела итоги за полгода. На бумаге картина получилась радующей глаз. Почти по всем направлениям происходит рост объемов производства, рост доходов, рост продаж, рост накоплении. Остается лишь удивляться, почему при этаком благолепии многим россиянам так и не удалось улучшить свою жизнь.

Впрочем, удивляться особенно нечему. Рост доходов съедается ростом цен, ростом инфляции. Вот и в июле — месяце, следующем за отчетным, Госкомстат зафиксировал прирост потребительских цен на 0,7 процента. Если учесть, что в первом полугодии они уже взлетели в Свердловской области на 8,5 процента, то станут объяснимыми сетования широких народных масс на удорожание жизни. Существенно — на 18,3 процента — поднялись цены на жилищно-коммунальные услуги. Ну а в общем и целом Госкомстат РФ определил масштабы инфляции за первое полугодие в размере 8,7 процента. Если произвести нехитрые подсчеты, то окажется, что инфляция съела, свела на нет все экономические достижения. Не угомонилась она и в августе.

Первый же день августа ознаменовался приятным событием для десятков миллионов человек — повышением пенсий. Сверху это событие преподносилось торжественно. Пенсионерам объясняли, что по правилам прибавка должна была составить 7,4 процента, однако Президент своей властью распорядился увеличить ее до 8 процентов. В среднем пенсия увеличилась на 131 рубль — кому-то чуть побольше, кому-то чуть поменьше. Но, как ни обидно это звучит, богаче пожилые люди, особенно те, кто уже не в силах совмещать заслуженный отдых с по, работкой, не стали. Ибо август принес очередной виток повышения цен. Подорожали, в частности, железнодорожиые билеты, а также цены на телефон, хлеб и крупы... Как вы понимаете, список этот не полон, привести его целиком невозможно — газетной площади не хватит.

Сегодня в стране, и Средний Урал не исключение, богатство соседствует с бедностью, экономический успех с финансовым проигрышем. Этот дисбаланс отметил в своем официальном послании и Президент Владимир Путин, заявив, что четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума. Почему так происходит? Политики и ученые видят тому несколько причин. Они отмечают непоследовательность налоговой политики, а именно: неоправданное снижение налогов при острой нехватке денег в бюджете на социальные программы. В нынешнем году, например, из-за уменьшения поступлений у Фонда социального страхования не оказалось средств на оплат)' путевок в санатории для работающих россиян. А в скором будущем, как предсказывают, под угрозой окажутся и другие льготы.

Правда, как отмечают эксперты, 80 процентов льгот достаются достаточно обеспеченным гражданам, которые вполне могли бы обойтись и без материальной поддержки бюджета. Упрек справедливый, поскольку в общем и целом в России насчитывается 103 миллиона льготников — 71,5 процента населения. Однако справедливо и другое: тем, кто действительно нуждается, достаются такие крохи, которые не способны повысить их благосостояние и помочь переступить черту бедности. И, конечно же, было бы правильно отнять льготы у тех, кому они не нужны, и добавить их тем, кто без них не выживет. Но нет никакой гарантии, что при урезании льгот под секвестр не попадут самые слабые, малоимущие.

В последнее время все громче говорят о том, что материальная помощь должна оказываться адресно, В соответствии с этой идеей многие льготы передаются на региональный уровень, поскольку на местах виднее, кто и в чем нуждается. К сожалению, местные власти не всегда учитывают интересы беднейших слоев населения. Нередко они идут на поводу у естественных монополий.

Вспомним хотя бы историю утверждения тарифов на энергоносители Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Установленный федералами предел роста тарифов для населения уральская РЭК превысила на 10 процентов. Стоимость газа, электроэнергии, тепла для жителей нашей области стала непомерной.

И все же регулирование цен и тарифов в соответствии с платежеспособностью населения на местном уровне вполне реальная вещь. Доказательством тому — снижение в среднем на 10 процентов цены на природный газ, которое произведено по постановлению главы Екатеринбурга. Это и есть пример реальной заботы о населении, Жаль, что не все «отцы территорий» ему следуют. В Ревде, например, полыхают нешуточные страсти, вызванные очередным повышением цены на газ.


Другие материалы по теме: