Уралвагонзавод: перспективы развития

В этом году ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» завершает реализацию контракта по поставкам в Индию партии танков Т-90С, и один из крупнейших оборонных заводов страны будет вынужден существовать в ситуации отсутствия оборонного заказа.

С 1991 года одной из наиболее проблемных отраслей российской экономики являлась оборонная промышленность. Большая часть военных производств, оставшись без устойчивого оборонного заказа со стороны государства на протяжении последних 12-ти лет переживает продолжительный кризис. Даже экономический подъем, наблюдающийся во многих областях экономики с 2001 года, практически не затронул оборонную промышленность, причиной чему стало принятие новой военной доктрины, которая не предусматривает серьёзных закупок военной техники в период до 2006 года.

Одним из немногих предприятий оборонной промышленности, которому самостоятельно удалось выйти из экономического кризиса и на протяжении последних лет наращивать объемы производства, стало ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», расположенное в городе Нижний Тагил. По итогам 2002 года УВЗ вошел в двадцатку наиболее успешных оборонных предприятий России, темпы прироста его производства остаются самыми высокими среди крупных предприятий Свердловской области: по итогам 2001 года он составил 144%, в 2002 году – 140,3%. Предприятие выпустило продукции на сумму в 14 млрд. рублей. В 2003 году планируется выйти на объем производства товарной продукции в 20 млрд. рублей, и эти показатели, скорее всего, будут достигнуты, так как за первые 7 месяцев этого года темп роста к соответствующему периоду прошлого года без учета экспорта составил 179,4% за июль – 164,8%.

Индийский контракт

Основой экономического благополучия предприятия явился контракт на поставку в Индию 310 танков Т-90С, выигранный «Уралвагонзаводом» в 2000 году. Его стоимость, по разным оценкам, составляет от 600 до 800 миллионов долларов. Реализация данного соглашения позволила предприятию запустить линии по производству бронетанковой техники, обеспечить работой коллектив завода, восстановить конструкторские и научно-исследовательские подразделения. Кроме того, реализация данного соглашения обеспечивала значительную часть прибыли предприятия.

Однако осенью этого года работа по индийскому заказу завершается. Руководство завода планирует продолжить сотрудничество с индийской стороной, в частности, предложить партнерам новые разработки ремонтно-эвакуационной машины и проект по модернизации 1500 танков Т-72, состоящих на балансе индийских вооруженных сил, но пока эти предложения не приняты индийской стороной, и не известно, будут ли приняты в ближайшем будущем. В то же время руководство завода отмечает, что российские вооруженные силы в этом году не заказали на УВЗ ни одной единицы бронетехники. Не ожидается оборонного заказа и в следующем году. Фактически, это означает полную остановку всех заводских цехов, ориентированных на производство бронетехники.

В настоящее время на предприятии разрабатывается программа мероприятий, направленных на переориентацию производства и сохранение рабочих мест. Одним из них, по мнению генерального директора УВЗ Николая Малых, является перепрофилирование механосборочного завода на выпуск гражданской продукции. На заводе уже принята комплексная программа реорганизации этого производства.

«Механосборочное производство, будущее которого еще не определено из-за отсутствия госзаказа на бронетехнику, будет наращивать производство дорожно-строительной техники, в дальнейшем возможно размещение заказа МПС на изготовление электровоза нового поколения. На предприятии создается современное КБ из молодых выпускников техвузов по этому виду транспорта», – заявил Николай Малых.

«Мы разрабатываем план действий, директор поставил задачу сохранить людей, особенно высококвалифицированные кадры. В настоящее время произошло резкое увеличение выпуска железнодорожного подвижного состава. Поэтому освободившиеся рабочие кадры будут направляться на вагоносборочное производство, в цех товаров народного потребления, другие подразделения УВЗ. Резкого сокращения штата у нас не произойдет», – отмечают на «Уралвагонзаводе».

Без танков

Отличительной особенностью ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» является его изначальная двойная ориентация – помимо производства военной продукции он с момента своего основания предназначался так же и для производства подвижного состава для железных дорог. Сейчас, когда реализация индийского танкового контракта завершилась, а отечественного оборонного заказа не приходится ожидать ещё как минимум в течение 2-х лет, именно производство продукции для Министерства путей сообщения должно стать основным источником прибыли для предприятия.

дел, значительную часть прибыли, полученной от реализации индийского контракта, руководство завода вложило в модернизацию вагоностроительного производства. По официальным данным УВЗ, только в прошлом году на эти цели было выделено около одного миллиарда рублей. Благодаря этому заводу удалось значительно расширить собственные производственные мощности и на протяжении последних 2-х лет наращивать объемы производства. Развитию вагоностроительного направления способствует и начавшаяся в МПС в 2001 году постепенная смена подвижного состава. «Перед объединением стоят серьезные задачи по резкому увеличению подвижного железнодорожного состава. Потребность МПС в грузовых полувагонах сейчас настолько велика, что УВЗ вынужден будет увеличить выпуск этой продукции в несколько раз», – заявляют в пресс-службе УВЗ.

Только в июне «Уралвагонзавод» произвел 1320 единиц подвижного состава. В июле этого года выпущено 500 полувагонов, цистерн – 592, платформ – 365, темп роста этой группы продукции составил от 200 до 500% к аналогичному периоду прошлого года. За 7 месяцев этого года в цехах и отделах штат увеличился на 2309 человек, в том числе – 1187 рабочих. Самый высокий показатель достигнут на вагоносборочном заводе, численность которого увеличилась на 134,6%.

Руководство завода планирует и дальше наращивать объемы производства подвижного состава, вплоть до выхода на показатели 1991 года. Между тем, эксперты отмечают, что существующий сейчас спрос на вагоны – достаточно временное явление, связанное, в первую очередь, с тем, что МПС РФ на протяжении 10 лет (с 1991 по 2001) практически не проводило смены подвижного состава. Сейчас перед министерством стоит задача за несколько лет сменить весь состав, отработавший свой срок. Когда задача будет решена, спрос на вагоны опять упадет до необходимого для ежегодного обновления подвижного состава. Все это заставляет руководство «Уралвагонзавода» искать новые пути для выживания.

По мнению руководства УВЗ, перспективным направлением развития завода может стать разработка и внедрение в производство колесной и гусеничной техники мирного назначения. В рамках этой программы заводом уже освоено производство экскаваторов, малогабаритных погрузчиков, дорожной и сельскохозяйственной техники, а так же производство комплектующих для подобной техники иных производителей.

Реализация подобной программы позволит обеспечить более полную загрузку освобождающихся на механосборочном заводе площадей и людей, сохранить технические мощности и специалистов в танковых производствах, и не утерять научно-технический потенциал, необходимый для производства военной техники, которое, как ожидается, все же будет реанимировано после 2006 года.

Новые иностранные контракты

Одновременно с этим «Уралвагонзавод» реализует сразу несколько проектов по созданию крупных машиностроительных предприятий за пределами России. Одним из них является организация производства экскаваторов в Ханое (Вьетнам). На первом этапе реализации программы завод осуществил поставку во Вьетнам модернизированных экскаваторов, на втором – провел их испытания, на третьем – начал пставку в адрес корпорации «Licogi» изделий УВЗ в крупной и мелкой сборке. Договором предусмотрено, что уже осенью 2003 года в Ханое будет организовано производство по их сборке и обслуживанию.

В августе этого года стартовала реализация другого совместного проекта: в Эстонии началось строительство российско-эстонского вагоностроительного завода. Учредителями совместного предприятия выступили «Уралвагонзавод» и эстонская транспортная компания «AVR-Транссервис». «Уралвагонзавод» полностью предоставит для нового предприятия техническую документацию, оборудование и комплектующие, эстонская сторона финансирует проект, по которому на заводе планируется выпускать до 3000 железнодорожных цистерн и грузовых вагонов. Как указывают эксперты, строительство подобного предприятия в Эстонии обусловлено благоприятными налоговыми условиями, что позволяет значительно снизить себестоимость эстонских вагонов по отношению к российским.

Завод строится с расчетом на местные компании, аффилированные с российскими перевозчиками. Дело в том, что непосредственно прибалтийским компаниям продукция вагонного завода в таком количестве не нужна.

Перспективы

Между тем, эксперты полагают, что реализация подобных проектов, особенно – эстонского, несет опасность для самого «Уралвагонзавода», который собственными руками создает себе конкурентов. Если в современной ситуации, когда существует неудовлетворенная потребность МПС РФ в вагонах, строительство эстонского завода не выглядит угрожающим, то уже в ближайшем будущем, когда потребности МПС будут удовлетворены и пойдет резкий спад потребности в подвижном составе, (а это неизбежно должно случиться в ближайшие годы), прибалтийский завод сможет составить серьёзную конкуренцию российским производителям.

Впрочем, можно предположить, что все меры, предпринимаемые оборонным предприятием, рассчитаны не столько на то, чтобы надолго закрепиться на непрофильных для него рынках, сколько на то, чтобы без серьёзных потерь подойти к 2006 году, когда должен будет возобновиться государственный заказ со стороны российского Министерства обороны. Тогда все предпринимаемые действия должны быть оценены как успешные, так как позволяют предприятию сохранить его научно-техническую базу и производственные мощности.


Другие материалы по теме: