«Капитал» и Юрий Заболотский считают, что «Потребитель не защищен от некачественного бензина»

22 августа 2003 (11:44)

Низкое качество бензина довольно распространенное явление на российских автозаправочных станциях. Как показывает ситуация, меры по борьбе с нарушениями на розничном рынке нефтепродуктов должного эффекта не приносят.

Данные проверок качества бензина показывают, что практически все АЗС работают с нарушениями. По данным пресс-службы ГУВД Свердловской области, только в ходе одной из проверок, проведенной сотрудниками ОБЭП совместно с Госнефтеинспекцией, обнаружено 52 нарушения на 39 АЗС. И, как утверждают в пресс-службе, количество нарушений не снижается. Традиционными методами бороться с нарушителями, по всей видимости, не удается. А поскольку проблема касается всей страны, то в МВД России решили посоветовать автомобилистам, как действовать в данной ситуации. В одном из своих недавних заявлении и. о. начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России Анатолий Гульков рекомендовал автовладельцам заправляться на АЗС крупных компаний, так как там лучше качество бензина.

Между тем, по мнению некоторых экспертов, известный бренд - это еще не полная гарантия качества топлива, хотя качеству крупные компании уделяют повышенное внимание. В частности, как заявила корреспонденту «К» специалист-метролог «Лукойл-Екатеринбргнефтепродукта» Елена Быкова, «бензин проходит тройной лабораторный контроль на НПЗ, на нефтнебазе и в розничном секторе. Проверяются как собственные АЗС, так и работающие по схеме франчайзинга. Кроме того, бензин имеет еще один уровень защиты - каждая марка имеет свой цвет». Между тем за так называемыми джобберами, работающими под известными марками, полного контроля не существует. А существующие экономические условия позволяют достаточно спокойно как производить, так и продавать некачественные нефтепродукты.

Хотя, по мнению начальника информационно-аналитического отдела холдинга «Едиар» Евгения Огибенина, высокая степень конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов Свердловской области на данный момент делает невыгодным предложение некачественного продукта потребителю. «Основным фактором выбора АЗС у потребителей является качество предлагаемого топлива. Если автомобилист, однажды заправившись некачественным топливом, как говорится, «обжегся», то он будет объезжать стороной эту АЗС и всем знакомым отсоветует заправляться на ней. Поэтому крупные сети автозаправочных станций в Екатеринбурге и Свердловской области пристально следят за качеством собственного нефтепродукта, имеют специальные службы внутреннего контроля за качеством и быстро реагируют на замечания потребителей. В настоящее время в Екатеринбурге и Свердловской области заметно улучшилась ситуация с качеством продаваемого бензина и дизельного топлива, я связываю это с постепенной глобализацией автозаправочных комплексов и исчезновением «одиночек». А потребителю хотелось бы посоветовать не гнаться за ценой, а отдавать предпочтение автозаправочным станциям крупных компаний, оперирующих на рынке розничной продажи бензина и дизельного топлива», - считает Евгений Огибенин.

Между тем продажа фальсифицированного топлива наиболее распространенное нарушение на розничном рынке. В частности, бензин разбавляют, например 92-й смешивают с 76-м для снижения его себестоимости; продают бензин, получаемый из газоконденсата путем догонки до нужного октанового числа. Продажа газоконденсатного бензина запрещена практически на всей территории России, однако, по мнению экспертов, в силу его дешевизны и кажущейся легальности некоторые владельцы автозаправочных станций имеют очень большой соблазн продавать его на своих АЗС. Поскольку на глаз бензин ничем не отличается от обычного неэтилированного бензина, без анализа его можно определить только по резкому запаху. Кроме того, для продажи может использоваться и прямогонный бензин, который не облагается акцизом и также весьма привлекателен для недобросовестных предпринимателей.

Несмотря на рекомендации правоохранительных органов, специалисты советуют рядовым автомобилистам доверять в основном собственному опыту и заправляться в одних и тех же проверенных местах.


Другие материалы по теме: