Динамика развития политической обстановки в России

«VIP-консультант» продолжает публиковать отчеты одного из аналитических центров, близких к администрации Президента России. Фрагменты отчета, представленные ниже, касаются развития политической обстановки в России в течение февраля 2001 г.

Политический февраль для Президента России оказался насыщенным важными событиями и заметным в плане оказания влияния на развитие политической обстановки в стране. В рабочем календаре президента были и зарубежные поездки, и поездки по стране, и деловые встречи в Кремле, и рутинная работа с документами по судьбоносным для России проблемам.

Как показывают результаты последних социологических исследований, более 70% россиян положительно оценивают его деятельность на посту президента. Опираясь на такие исследования, еженедельник «Аргументы и факты» называет Путина «президентом средних русских» (Аргументы и факты. 2001. № 6).

Однако эта оценка вовсе не означает, что россияне живут благополучно. Большинство опрошенных трезво оценивают возможности отечественной экономики (30 % ожидают наступления экономической стабильности не ранее чем через 10 лет, а 12 % пессимистов считают, что стабильность не наступит никогда). Экономический советник президента А.Илларионов, комментируя уточненные данные объема промышленного производства за последние месяцы, заявил, что они отчетливо свидетельствуют о том, что Россия вошла в фазу экономического спада (РИА «Новости». 2001. 22 февраля). А это неизменно повлечет за собой рост недовольства в первую очередь среди тех слоев населения, которые сейчас поддерживают президента. Чтобы этого не произошло, президенту и всем остальным ветвям власти необходимо срочно предпринять меры для укрепления российской экономики, обновления законодательной базы и дальнейшего развития рыночных реформ «не по Чубайсу, а по уму».

Таким образом, несмотря на сложное положение, сложившееся за истекший месяц в экономике и социальной сфере, фактор президента остается решающим в стабилизации обстановки в стране.

Внутренние противоречия в структурах власти

Почти весь февраль во властных структурах России велись поиски путей возврата внешних долгов Парижскому клубу. Несмотря на все усилия, договориться с кредиторами не удалось. В Палермо, где 17 февраля собрались министры финансов и главы центробанков стран «большой восьмерки», российский вице-премьер Алексей Кудрин вынужден был заверить зарубежных коллег и директора-распорядителя МВФ Хорста Келера, что поправки в бюджет, позволяющие сделать все просроченные выплаты кредиторам, будут утверждены в течение одной-двух недель.

Соответствующие предложения были направлены в Государственную Думу. При этом правительство настаивало, чтобы львиная доля дополнительных доходов 2001 г. пошла на погашение долга, а оставшиеся средства — на повышение денежного содержания госслужащих. Депутатов Госдумы такой подход, естественно, не устроил, и они подготовили свой проект изменений бюджета. После бурных дебатов Государственная Дума приняла в первом и сразу в третьем, то есть окончательном, чтении новый вариант законопроекта о перераспределении дополнительных доходов бюджета текущего года. Согласно этому законопроекту, в бюджете-2001 остается статья 100, которая запрещает приватизацию крупных предприятий. Правительство выступило за исключение статьи 100 из бюджета-2001 и дало отрицательное заключение на законопроект, однако в последний момент вынуждено было отступить от своего требования. Теперь этот документ направлен на рассмотрение Совета Федерации. По словам вице-премьера Кудрина, для начала выплат долгов Парижскому клубу совершенно необязательно ждать окончательного принятия поправок в бюджет, а именно одобрения их Советом Федерации и подписания президентом. Вице-премьер считает, что политического решения Думы вполне достаточно, а «технические возможности для этого есть».

Обсуждение вопроса о долгах показало, что политическая ориентация Государственной Думы постепенно меняется, и теперь не всякие предложения правительства будут поддержаны депутатами.

Весь февраль и в Кремле, и в правительстве продолжалось обсуждение вопроса о реорганизации кабинета министров. Семнадцатого февраля Михаил Касьянов подтвердил в беседе с журналистами, что правительство РФ продолжает работу по изменению своей структуры и готовит предложения, которые будут представлены Президенту РФ. Эти предложения имеют целью повысить эффективность работы кабинета и «никак не связаны с текущими проблемами». Премьер добавил, что весной исполнится год работы нынешнего состава правительства РФ, и готовящиеся изменения структуры базируются на опыте, накопленном за этот период.

Как сообщил «Интерфаксу» высокопоставленный источник в Кремле, один из обсуждаемых вариантов предполагает укрупнение министерств. Структурных вариаций на эту тему предлагается несколько, и вокруг них кипят немалые страсти. Причем связано это не только с поиском наиболее оптимальной схемы управления страной, но и с намерениями двух основных групп влияния (так называемых либералов и «семейных») занять командные высоты в новом составе правительства. Схватка за влияние в кабинете министров делает эти группы еще более зависимыми от Владимир Путина, и от того, кому он отдаст предпочтение, будет во многом зависеть курс дальнейших реформ в стране.

Социальный фактор

В феврале вновь пришлось поволноваться многим губернаторам. Член пропрезидентской фракции «Единство» Ледник внес на рассмотрение Думы поправку к закону «Об общих принципах организации исполнительных и законодательных органов власти в субъектах Российской Федерации», согласно которой главы регионов должны назначаться Президентом РФ, а не избираться, как сейчас. Обосновывая свою инициативу, Ледник заявил, что «при выборах теряется связь между регионами и центром, президент не отвечает за то, кто у него в субъекте руководит» (Сегодня. 2001. 9 февраля). Однако большинство депутатов не поддержали законопроект, и он был отвергнут. Многие в Государственной Думе полагают, что это был «пробный шар, который выкатил Кремль», с целью проверить реакцию как депутатов, так и общественност, хотя перед голосованием депутаты уже знали мнение президента о том, что принцип выборности глав регионов следует сохранить.

Двадцать третьего февраля в Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные реформированию российской энергетической отрасли. На слушаниях обсуждалась возможность разработки таких документов, как «Закон об энергетической безопасности», «Закон о единой энергосистеме» и других законопроектов.

В интервью РИА «Новости» председатель думского комитета по энергетике Владимир Катренко отметил, что «цель такого заседания — помочь всем заинтересованным лицам найти оптимальный вариант реструктуризации российской энергетики». По его словам, «в необходимости реформирования российской энергетики сегодня уже никто не сомневается». Задача законодателей, отметил он, «в процессе изучения этой тематики разобраться, какие главные законодательные акты требуется принять для скорейшего проведения реформ».

Над решением этой проблемы в настоящее время трудится и рабочая группа Госсовета, которая в начале года получила задание Президента России разработать альтернативный вариант реформирования РАО ЕЭС. Состав рабочей группы настолько неоднороден, что с самого начала ни у кого не возникало сомнений, что единой концепции она выработать не сможет. Так и получилось. На сегодняшний день существуют девять концепций. Авторы каждой считают свою единственно правильной и непримиримо относятся к оппонентам. Какой из предложенных вариантов выбрать, не знает никтo. Наиболее спорные моменты будут решаться большинством голосов. В РАО утверждают, что этим займется «исполнительная власть, наверное, правительство».

Сложившиеся к настоящему времени противоречия в структурах власти отражают, прежде всего, неоднозначность тех сил, которые способствовали победе Владимира Путина на президентских выборах и сейчас ведут борьбу за него. В основе этих позиций лежат, как правило, партийные и групповые интересы.

В феврале Госкомстат России сообщил последние данные о росте доходов россиян в 2000 г. В частности, денежные накопления граждан на банковских вкладах, в ценных бумагах и наличных деньгах (без учета валютных вкладов и сбережений в наличной валюте) выросли на 51 % и к началу текущего года составили 734,3 млрд руб. (Коммерсант. 2001. 2 февраля). Постепенно сокращается поляризация населения по уровню доходов. По итогам 2000 г. на долю 10 % наиболее обеспеченных россиян приходилось 32.3 % общей суммы денежных доходов (в 1999 г. — 33.3 %). Вместе с тем, на долю 10 % наименее обеспеченного населения пришлось лишь 2.4 % общей суммы денежных доходов населения страны, что соответствует показателю 1999 г. (Сегодня. 2001. 5 февраля).

Первые шаги к улучшению социального положения граждан сделаны и в текущем году. На 20 % проиндексирована зарплата бюджетников, а с 1 февраля на 10 % выросли государственные пенсии. В начале февраля Владимир Путин подписал Указ о минимальном размере совокупных выплат пенсионерам, в соответствии с которым с первого марта пенсия будет не ниже 600 руб. Одновременно были подписаны указы о Национальном совете при Президенте РФ по пенсионной реформе и о внесении изменений в указы относительно размера стипендий и социальных выплат. Согласно последнему Указу поднят уровень президентских и правительственных стипендий студентам (соответственно 400 руб. и 300 руб.) и аспирантам (800 руб.).

Однако эти меры не принесли населению ожидаемого облегчения. Потребительские цены, довольно вяло менявшиеся в прошлом году, в январе и феврале резко пошли вверх. В Калининградской области, например, они повысились на 20-30 %. Почти повсеместно значительно подорожали хлеб, молоко, яйца, сахар. Администрация Челябинска намерена существенно повысить тарифы на проезд в городском транспорте, в Курганской и ряде других областей принято решение об изменении тарифов на проезд в пригородных поездах. В большинстве регионов в эти дни выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Успокаивая население, региональные власти усиленно подчеркивают, что льготы и субсидии, предусмотренные для малоимущих слоев, остаются в силе. Но что это реально дает, если света «нагорает» за месяц на 100 руб., а субсидия составляет 8 руб.? (Российская газета. 2001. 7 февраля).

По итогам первых двух недель февраля инфляция в России составила 1.2 %. Согласно оценкам экспертов, за месяц она составит 2.2-2.5 %. В январе этот показатель равнялся 2.8 %. Как заявил советник Президента России А.Илларионов, инфляционный фон вдвое выше того уровня, который прогнозировался.

Все это ставит перед правительством трудную задачу не допустить дальнейшего снижения уровня жизни населения, чтобы не растерять те элементы доверия, которое оно еще оказывает новой власти. По данным ВЦИОМ на конец января, 56 % опрошенных считают, что «жить трудно, но можно терпеть» (год назад так считали 50 %), материальным положением своих семей довольны 6 % респондентов (было 4 %), 51 % считают этот уровень довольно средним (было 50 %) и 42 % — низким (было 50 %).

Ресурсы

Анализ политической обстановки, сложившейся в России в феврале 2001 г., позволяет констатировать, что основные ресурсы власти (финансовый, социальный, силовой), несмотря на целый ряд осложняющих обстоятельств, были сохранены, а по некоторым позициям и увеличены.

Финансовый ресурс в феврале выдержал огромное испытание, связанное с поисками возможности возврата долгов Парижскому клубу. Полное отсутствие поддержки из-за рубежа, отказ кредиторов от очередной реструктуризации долга вынудили правительство максимально использовать внутренние ресурсы для решения этого вопроса. Разумный компромисс, проявленный при обсуждении в Государственной Думе вариантов изменения бюджета-2001, позволил найти оптимальное решение проблемы долга и сохранить намеченные ранее позиции для финансового обеспечения других статей бюджета.

Тем не менее, власть, оставаясь в плену макроэкономических планов, пока не сумела эффективно задействовать в экономических реформах людей и производственный потенциал, то есть опуститься на микроэкономический уровень, развитие которого может дать значительные финансовые средства.

Социальный ресурс был подкреплен в феврале конкретными решениями президента по облегчению материального положения отдельных групп населения, прежде всего пенсионеров, которые с 1 марта будут ежемесячно получать пенсию не менее 600 рублей. К решению социальных проблем привлечены и другие источники. В конце января Путин на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей объявил о создании Национального фонда помощи военнослужащим, пострадавшим в «горячих точках», и членам их семей, а уже к середине февраля фонд собрал 1.5 млрд руб. Из этого фонда, как объявил глава РСПП Аркадий Вольский, каждая семья погибшего при исполнении своего профессионального долга военнослужащего получит примерно 5 тыс. долл., а семья раненого — 2 тыс. долл.

Известно, что в России среди пожилых людей явно больше тех, кто находится на нижней ступени лестницы, чем богатых. И, тем не менее, результаты последнего опроса, проведенного ВЦИОМом в феврале, показывают, что Владимир Путин как президент в значительной мepe оправдывает ожидания прежде всего пожилых людей.

Из этого же опроса ВЦИОМ следует, что меньше всего находят в Владимир Путине «своего» президента те, кто сейчас молод и беден. Не удивительно, что и среди участников состоявшейся в конце февраля Всероссийской акции протеста «В защиту учителей» преобладали молодые люди. Несмотря на сравнительно локальный характер этой акции, на попытку отдельных дельцов использовать малооплачиваемый слой населения в своих узкокорыстных целях, власти должны воспринять это событие как тревожный сигнал, требующий оперативной корректировки социальной направленности проводимых реформ.

Силовой ресурс власти значительно окреп и, судя по всему, является надежной опорой президента. Выступая на торжественном заседании в честь Дня защитника Отечества, Путин вновь развил свой тезис о сильном государстве, отметил роль силовых структур в обеспечении безопасности страны.

Противники президента, критикуя его кадровые решения, по-прежнему вменяют ему в вину излишнюю приверженность к представителям военного ведомства и к бывшим коллегам из органов государственной безопасности. Однако беспристрастный подход к кадровой политике Владимира Путина позволяет сделать вывод о том, что она вполне осмысленна и системна, а назначение на ответственные должности военных специалистов и сотрудников спецслужб вовсе не является признаком формирования в стране авторитарной власти.

Таким образом, в феврале текущего года сложился ряд тенденций, благоприятствующих укреплению, стабилизации обстановки в России. Вместе с тем, говорить о каком-либо прорыве на этом направлении нет никаких оснований. Наиболее узким и тревожным местом остается экономика. Февраль подтвердил самые мрачные прогнозы о неспособности программы Германа Грефа стимулировать рост экономики. Более того, в феврале проявилось явное намерение властных структур действовать по существу в тех же направлениях, которые были характерны и для программы Гайдара с упором на приватизацию, то есть распродажу государственной собственности для решения политических задач, «затыкания дыр» в бюджете. Но тем самым не решается и не может быть решена в перспективе основная задача любой экономики — повышение жизненного уровня населения. Отодвигание этой задачи на второй план, пренебрежение решением социальных проблем на основе социально ориентированной экономики может создать в ближайшем будущем весьма напряженную обстановку в обществе.


Другие материалы по теме: