Политика СУАЛа: конец уральского алюминия

Ряд фактов позволяет говорить о том, что СУАЛ-Холдинг не планирует дальнейшего развития алюминиевой отрасли на территории Свердловской области. Более того, можно предположить, что алюминиевая компания собирается диверсифицировать собственные активы, выводя их из алюминиевой отрасли Урала.

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» уже сообщал о комплексе мер, предпринимаемых СУАЛ-Холдингом для преодоления кризисных явлений, поразивших мировую алюминиевую отрасль в связи со стагнацией основных мировых экономик, являющихся традиционными крупнейшими потребителями цветных металлов.

В основе этих мер лежит стремление снизить себестоимость продукции компании за счет уменьшения издержек, в первую очередь – за счет избавления от убыточных активов, к которым относится не только социальная сфера, передаваемая на баланс муниципалитетов, но и ряд производств, не приносящих прибыли. Расходы компании уменьшаются, в том числе, и за счет сворачивания некоторых инвестиционных проектов по модернизации производства и создания новых производственных мощностей на территории Свердловской области. Так же предпринимается комплекс мер по повышению производительности труда, прежде всего – за счет сокращения рабочих на предприятиях группы СУАЛ и увеличения нормы выработки на одного человека.

Однако ряд последних событий заставляют предположить, что СУАЛ вообще может отказаться от дальнейшего развития алюминиевой отрасли на территории Свердловской области, используя уже имеющиеся активы для финансирования перспективных производств за пределами региона и приобретения более прибыльных активов в других отраслях цветной металлургии.

Нужды суала

Одной из главных проблем, стоящих пред алюминиевым холдингом, является сырьевой вопрос. С одной стороны, СУАЛ – крупнейший в России производитель бокситов – на его долю приходится порядка 90% их российской добычи. В то же время, значительная часть руды, используемой предприятиями холдинга, добывается на Северо-Уральском бокситовом руднике шахтным способом. Добытая таким способом руда оказывается дороже импортной, используемой главным соперником СУАЛа на российском рынке – корпорацией «Русский алюминий». Дело в том, что нигде больше в мире бокситы не добывают с глубины более 800 метров. Несмотря на то, что добыча руды в непосредственной близости от мест её переработки (основными производителями глинозема являются Богословский и Каменск-Уральский алюминиевые заводы, так же расположенные на территории Свердловской области) сокращает транспортные издержки СУАЛа, общая себестоимость алюминия этой компании оказывается относительно высокой.

Проблема удешевления ресурсов была решена холдингом после приобретения контрольного пакета акций ОАО «Боксит Тимана», владеющего Среднетиманским бокситовым месторождением, расположенным на территории Республики Коми. Его разведанные запасы составляют около 250 млн. тонн, глубина залегания бокситов составляет порядка метра, что позволяет добывать их открытым методом. Стоимость тиманских бокситов в пять раз меньше, нежели стоимость бокситов СУБРа.

Однако сейчас СУАЛ не располагает необходимым объемом свободных средств для инвестирования в Средний Тиман. Анонсированные более года назад попытки холдинга выйти на мировой рынок капитала так же пока не привели к прогнозируемым результатам. В то же время в условиях возрастающей конкуренции на мировом рынке именно разработка дешевых тиманских бокситов является приоритетным направлением развития компании.

В условиях отсутствия внешних источников инвестиций, холдинг вынужден самостоятельно изыскивать средства для разработки перспективного месторождения и создания на его основе современного металлургического комплекса. Одним из основных источников средств являются уже существующие предприятия компании, прежде всего – расположенные на территории Свердловской области.

Источники средств

Очевидно, что первой «жертвой» Тимана стал Северо-Уральский бокситовый рудник. По мнению экспертов, он уже несколько лет назад был признан специалистами СУАЛа «бесперспективным». Об этом говорит целый ряд фактов. Прежде всего – это заморозка строительства шахты Новокальинская (№12), работы на которой практически приостановлены с зимы этого года. По данным Независимого профсоюза горняков, износ оборудования на остальных шахтах составляет до 90%. Средств в его модернизацию практически не вкладывается, что ведет к повышенному травматизму среди рабочих. Уровень производственной смертности на руднике – самый высокий в области. Кроме того, в рамках мероприятий по постепенной консервации рудника происходят регулярные сокращения рабочих.

Эксперты полагают, что рудник выдержит не более 4 лет эксплуатации в таком режиме, после чего его оборудование будет изношено окончательно. Очевидно, что по истечении этого срока СУАЛ потеряет к нему всякий интерес: согласно планам компании, к 2007 году Среднетиманское месторождение должно выйти на проектную мощность в 8 миллионов тонн в год, что покроет все потребности компании.

Интересно, что СУАЛ уже начал процесс перевода ценных управленческих кадров с «отработавшего» рудника на перспективные направления. Так, в середине августа начальник шахты № 14 Североуральского бокситового рудника Александр Карапетян был назначен генеральным директором ОАО «Боксит Тимана». На этот же участок работ приглашаются и зарубежные специалисты: так, руководителем проекта «Коми Алюминий» был назначен канадец Брент Хеггер, представляющий инженерно-строительную компанию SNC-Lavalin Inc. По мнению экспертов, иностранные специалисты приглашаются именно на наиболее важные и перспективные предприятия. Видимо, ни один из уральских заводов к таковым не отнесен.

Ещё в 2000 году в качестве одной из приоритетных задач СУАЛа было обозначено расширение производственных мощностей на Богословском алюминиевом заводе, являющемся основным потребителем бокситовой руды СУБРа. Однако, в последствие планы по строительству заводов БАЗ-2 и БАЗ-3 были пересмотрены, проекты заморожены. Аналитики приходят к мнению, что остановка стройки в Краснотурьинске была обусловлена тем, что правление СУАЛа приняло решение создавать новый завод по производству глинозема и алюминия в непосредственной близости от Тиманского месторождения, в рамках единого металлургического комплекса. Такое решение обусловлено рядом причин. Прежде всего, существующие мощности завода, по-видимому, являются неоптимизированными для переработки бокситов Тимана, так как создавались для руд СУБРа, имеющих иной химический состав. Именно поэтому сейчас переработкой тиманских руд занимается Уральский алюминиевый завод. Кроме того, Свердловская область не имеет собственных дешевых источников электроэнергии, стоимость которой составляет до 60% стоимости готового алюминия. Уголь для Богословской ТЭЦ приходится возить из Казахстана, в то время как Республика Коми располагает собственными угольными разрезами. Кроме того, расположение глиноземного комбината в непосредственной близости от рудных залежей позволит холдингу снизить производственные издержки.

БАЗ при этом будет и дальше использоваться для переработки бокситов СУБРа. Вероятно, что после того, как рудники будут признаны нерентабельными и закрыты, та же судьба может ожидать и алюминиевый завод.

Мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства частично свернуты и на других предприятиях компании, находящихся на территории Уральского региона. Эксперты полагают, что фактически в настоящее время СУАЛ ведет планомерную политику по извлечению средств из Свердловской области с целью их дальнейшего вложения в создание металлургического комплекса в Республике Коми.

«Михалюм» – неприбыльный актив

О том, что ожидает предприятия уральской алюминиевой отрасли после того, как СУАЛ-Холдинг признает их неприбыльными и бесперспективными, можно судить на примере Михайловского завода по обработке цветных металлов. Аналитический бюллетень «VIP-консультант» ранее уже подробно анализировал ситуацию на предприятии, сложившуюся в связи с его банкротством, инициированным его единственным собственником – СУАЛ-Холдингом.

16 августа по распоряжению конкурсного управляющего заводом было опубликовано объявление о том, что 16 сентября состоятся конкурсные торги, на которые будет выставлено имущество предприятия – банкрота. Интересно отметить, что главными кредиторами «Михалюма» выступают структуры, аффилированные с единственным владельцем предприятия. По мнению экспертов, в ходе торгов СУАЛ приобретет единственный рентабельный актив ОАО «Михалюм» – цех №5 по производству фольги, вся остальная собственность завода, включая помещения, уже сейчас рассматривается экспертами как неликвидная. Даже если её и удастся реализовать, новыми собственниками она будет использоваться не для металлообработки.

Одновременно на предприятии были произведены массовые сокращения рабочих. По данным Департамента федеральной государственной службы занятости по Свердловской области в июле 2003 года было объявлено о сокращении в ОАО «Михалюм» 987 человек. В течение года до этого предприятие уже сократило 152 человека. Всего же на предприятии до последнего времени работало 1 231 человек. Такие массовые увольнения для города с населением в 13 тысяч человек и единственным крупным предприятием фактически означают социальный кризис. Вполне вероятно, что подобные же последствия в ближайшем будущем могут ожидать и другие города, расположенные вокруг предприятий СУАЛа.

Титан – альтернатива алюминию

Между тем в Уральском регионе интересы СУАЛа оказываются сосредоточенными не на производстве алюминия, а на иных металлургических бизнесах. На протяжении августа в региональной и федеральной прессе не раз высказывалось мнение, что структуры, аффилированные с руководством группы СУАЛ, занимаются скупкой акций титаномагниевых предприятий Урала. По данным ряда источников, холдингу уже удалось приобрести 10% акций Соликамского магниевого завода, продолжается скупка акций ОАО ВСМПО, о которой аналитический бюллетень «VIP-консультант» уже вел речь в номере 21 за этот год. Наблюдатели полагают, что за прошедшее с начала скупок время, СУАЛ приобрел более 5% акций этого предприятия. Структуры холдинга, несмотря на прямые обвинения со стороны руководителей обоих предприятий, продолжают отрицать факт подобных приобретений.

Между тем, эксперты полагают, что у алюминиевого холдинга есть все причины вкладывать свободные средства не в модернизацию собственных производств, а в приобретение новых титаномагниевых бизнесов. Производственные фонды многих уральских заводов находятся в изношенном состоянии, и требуют колоссальных вложений для своей модернизации. В то же время кризис отрасли не дает оснований надеяться на то, что эти вложения окупятся. В то же время спрос на титан в мире растет, и рынок далеко не насыщен, что делает этот бизнес весьма прибыльным. Согласно данным рейтинговых исследований инвестиционной привлекательности предприятий УрФО, проведенных рейтинговым центром AK&M при поддержке аппарата полпреда, ВСМПО оказалось самым привлекательным предприятием Свердловской области, в то время как СУАЛ занял лишь 16 место в общем зачете. По данным исследования, за 9 последних месяцев 2002 года СУАЛ-Холдинг получил чистую прибыль в размере 3 353 тыс. руб. Для сравнения, чистая прибыль у ВСМПО составила 1052230 тыс. руб. Рентабельность основной деятельности у СУАЛ-Холдинга составила 9,87% (на ВСМПО – 54,59%), рентабельность активов – 0,19% (на ВСМПО – 22,18%).

Иными словами, экспансия алюминиевого холдинга в сферу производства титана – это не столько расширение преуспевающей компании, сколько попытка стабилизировать кризисный бизнес за счет приобретения прибыльных активов.

Конец уральского алюминия?

Таким образом, две основные тенденции, определяющие политику холдинга – перераспределение прибыли уральских предприятий в пользу расположенного в Республике Коми строящегося металлургического производства и стремление приобрести металлургические активы, не связанные с производством алюминия, – свидетельствуют о том, что холдинг не заинтересован в дальнейшем развитии алюминиевой отрасли на Урале, используя существующие мощности в качестве источника для получения средств для своих основных проектов. Об этом же говорит и недостаток капитальных вложений в техническое перевооружение уральских металлургических предприятий. По мнению экспертов, если эти тенденции сохранятся, то уже в текущем десятилетии можно ожидать износа существующих производственных мощностей и исчезновение алюминиевой отрасли на Урале.


Другие материалы по теме: