«Вечерний Екатеринбург» и Александра Шеина описывают «Ночь и день откровений»

9 сентября 2003 (12:31)

Первый тур мы отголосовали

Вот мы и волеизъявились. В первом туре. Каждый сделал это по-своему: кто-то работал в саду, кто-то грибочки собирал, кто-то дошёл до избирательного участка. Словом, наряженное у всех выдалось минувшее воскресенье.

Люди не шли на явку

Избирательные участки открылись в 7 часов утра. Первые появившиеся там граждане получали бюллетени под гимн России (интересно, им рассказывали о том, какой серьезный шаг они совершают в своей жизни? Так, для пущего пафоса.). Садоводы быстренько «голоснули» и отправились копать картошку на дачи. Многие из них, обходя участки стороной, сразу поехали в сады.

Поэтому в избирательных комиссиях с утра жалуются: явка низкая. Людей практически нет. На 10 утра воскресенья она составляет всего 2,6 процента. Негусто. И чтобы привлечь избирателей, используют старый проверенный метод. На участках работают ярмарки. Предлагают купить обувь, косметику, еду. Но вот курьёз: цены заметно завышены. В лёт расходятся только дешевые булочки.

Традиционно активны пенсионеры. Они подходят к стендам, глядят на кандидатов. Потом подходят, берут бюллетень. Но и старожилам голосования пришлось поволноваться: многие из них просто не знали, где находится их участок.

Электоральные треволнения

Днём глава облизбиркома Владимир Мостовщиков заявил на это, что «идет саботаж голосования по выборам губернатора — например, есть случаи, когда неизвестные переклеили пригласительные объявления с одних подъездных дверей на другие. Таким образом, жители были дезориентированы и пошли не на те избирательные участки».

И, видимо, опасаясь, что явка будет очень низкой, глава облизбиркома в 9 утра воскресенья разослал в терризбиркомы телеграмму, в которой говорилось, что наличие открепительного удостоверения не является обязательным при голосовании человека, не проживающего в зоне ответственности избирательного участка.

Надо заметить, что явку это не спасло: она была довольно низкой — около 34 процентов. Но поле для деятельности, конечно, появилось. Например, днём был зафиксирован случай, когда один и тот же человек три раза проголосовал на разных участках. И ещё один случай видела своими глазами: мужчина, придя на участок, сказал, что жена и дочь дали ему свои паспорта, поэтому он за них проголосует. И проголосовал. Без проблем. Ну как тут не вспомнить классика афоризмов Черномырдина: «Нам никто не мешает перевыполнить наши законы»?

Многие политологи сходятся во мнении, что это решение главы облизбиркома позволяет в случае выявления таких же многочисленных нарушений опротестовать итоги выборов в любом суде.

В общем, Свердловская область создала очередной скандальный прецедент, который в данный момент пытаются «замять». Видимо, чтобы не аукнулось от «федералов». Понятно, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Но на пресс-конференции сам Владимир Мостовщиков не смог дать гарантий достоверности результатов первого тура выборов губернатора. По его словам, результаты будут признаны действительными, если не будет доказано, что они были сфальсифицированы.

Между тем журналистское расследование «Студии-41» показало, что, благодаря разрешению Владимира Мостовщикова голосовать без открепительных удостоверений, любой избиратель мог проголосовать и три, и более раз.

Герои, грибы и тёмные силы

На 12.00 воскресенья в Свердловской области проголосовало 8,9 процента избирателей. Это на полпроцента ниже, чем на выборах губернатора в 1999 году. Ход голосования был очень рваным: небольшой приток избирателей сменялся долгим затишьем. Владимир Мостовщиков несколько раз подчеркивал, что некие «силы» пытаются сорвать явку и поэтому не только переклеивают приглашения облизбиркома на другие дома, но и, видимо, отключают свет, вырезают телефонные кабели. По его мнению, три фактора наиболее сильно повлияли на ход голосования: хорошая погода, позволяющая быстро собирать урожай, те самые «темные силы» и грибы. «Все избиратели в лесу. У нас небывалый урожай грибов — белые хоть косой коси и маслята тоже», — сказал Владимир Мостовщиков.

Между тем политологи, следящие за ходом голосования склоняются к тому, что, вероятно, агитационная машина избирательной комиссии дает сбой — выборы просто плохо организованы. Потому что многочисленные

обвинения в том, что в Екатеринбурге намеренно срывается приход избирателей к урнам, оказываются голословными: город голосует довольно активно — конечная явка составляет почти 33 процента, и во всех районах лидирует Россель. О каком саботаже идёт речь? Единственным же «героем» голосования стала та самая телеграмма главы облизбиркома.

«Если он пройдёт — это навсегда...»

...Час ночи. «Белый дом». Первые результаты. Лидирует Россель, остальные данные пока крайне разноречивы. Но уже через некоторое время становится ясно: в первом туре Россель не набирает нужных процентов. Второй тур — неизбежность. Его соперник — Антон Баков. Миф о безальтернативное™ выборов, в чем нас так долго пытались убедить областные власти, рухнул. Кроме Бакова довольно высокий процент у Ви-харева (13,68%) и кандидата «против всех» (12,70%).

Хваленый административный ресурс тоже не сработал: две недели подряд нас пытались убедить, что выборы пройдут в один тур. Не случилось. Если в 1999 году машине Росселя был противопоставлен мощный оргресурс «МАЯ» с их принудительным диалогом, то в этот раз лидер «майцев» Антон Баков вышел на второе место во многом благодаря «Антимафии»: люди устали от криминала. Благодаря немногочисленным митингам и выступлениям по ТВ.

По мнению политолога Ильи Горфинкеля, опрос, проводимый в день голосования, показал: около 44% избирателей, проголосовавших за Эдуарда Росселя, заявили, что сделали это потому, что его поддержала партия «Единая Россия». «Это свидетельствует о том, что в Свердловской области «Единая Россия» стала хорошо узнаваемым политическим брэндом, который сильнее любого отдельного политика, — сказал Горфинкель. — Тот из кандидатов, кто получил право им пользоваться, оказался в более выигрышной ситуации». И ни слова о политической харизме.

Словом, блицкриг не удался. Двенадцать лет прави… руководить территорией, заручиться поддержкой «Единой России», обставить всю область щитами — и в итоге не победить в первом туре при такой низкой явке... О чем это может говорить? О том, что люди устали. О том, что нет доверия этой областной власти.

Посмотрите на Новгородскую и Омскую области, где так же, как и у нас, прошли выборы губернатора. С каким «свистом» там побеждают действующие руководители! По предварительным данным, глава Новгородской области Михаил Прусак переизбран на третий срок: он набрал более 78 процентов голосов. Никто из его противников не смог получить и 5 процентов. Действующий глава Омской области Леонид Полежаев набрал более 55 процентов. Ближайший конкурент Леонид Маевский «взял» 27.

Так о чем говорит второй тур? Мне лично стало многое понятно, «отчего это Россель не победил в первом туре?», когда услышала, как уже вечером, выходя из одного избирательного участка, компания молодёжи, волеизъявившись, пропела: «Если он пройдет — это навсегда, значит просто не дай ему пройти!»

И ещё. По-моему, руководители области просто не владеют ситуацией.


Другие материалы по теме: