«Подробности» и Евгений Викторов рассказывают, что такое «Урало-читинская медь»

19 сентября 2003 (11:31)

Лицензии на право освоения Удокана, крупнейшего в России медного месторождения, необходимо получать на основе закрытого конкурса, иначе большая часть российской меди утечет в Китай. Такова позиция Уральской горнометаллургической компании.

«Гвоздем» круглого стола по вопросу освоения Удоканского месторождения стало выступление гендиректора ООО «УГМК-Холдинг» Андрея Козицына. Круглый стол проходил в рамках традиционного Байкальского экономического форума- Освоение Удокана — один из главных вопросов, которые обсудили участники форума.

По словам Андрея Козицына, уральская медная промышленность испытывает острый дефицит сырья. Собственные месторождения истощились, поставки из-за рубежа после распада СССР сократились, и все большую часть сырья получают путем переработки медного лома.

— Существуют разные методики подсчета запасов, — прокомментировал ситуаций Андрей Козицын. — В России считают весь металл на всех горизонтах, на Западе считают тот металл, затраты на добычу которого окупаются. Так вот, по западным методикам на Урале рентабельно к отработке лишь 10 процентов запасов меди. Их хватит для поддержания нынешнего уровня работы максимум на 10 лет. Дальше начнется падение производства со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

Именно Удоканское месторождение способно решить данные проблемы. Загвоздка в том, что на право освоения его запасов претендуют в том числе иностранные компании — в частности, «Казахмыс». Совпадают ли планы иностранцев с интересами России — вопрос спорный. Ведь, несмотря на обещания «Казахмыса» направлять на российские предприятия 13—20% медного концентрата, а первые 10—15 лет вообще не экспортировать металл, в условиях рыночной экономики ему гораздо выгоднее было бы сотрудничать с Китаем. Там медь стоит значительно дороже, чем на мировом рынке. Стоит ли говорить, что при таком раскладе иностранцы предпочтут особо не церемониться с российскими производителями. Как вариант — все тот же дефицит сырья для российского производителя либо чрезмерное завышение цен на медь. Не нравится — не покупайте!

Именно поэтому руководство УГМК настаивает на проведении закрытого для иностранцев конкурса на право освоения Удокана, а не открытого аукциона. Аукцион, конечно, позволил бы продать право распоряжаться медными запасами дороже. Экономические преимущества иностранцев перед отечественными компаниями, увы, не подлежат сомнению, ведь у них есть возможность привлечь к финансированию проекта «бизонов» мирового рынка — всемирно известные банки и страховые компании. Но в случае продажи месторождения за рубеж, туда же утечет и медь. Значит, потери для российского бюджета значительно превысят разовую выгоду от продажи лицензии: ежегодный недосчет может составить до 50 миллионов долларов.

Неперспективно получается.

Конкурс, в отличие от аукциона, позволит учесть не только толщину кошельков его участников, но и массу других аспектов: технических, экономических и социальных. УГМК как наиболее вероятный российский претендент на освоение Удокана уже имеет на руках готовый проект, согласно которому на Байкале будет построен горно-обогатительный комбинат производительностью 15 миллионов тонн руды в год. Специалисты УГМК провели геолого-экономическую оценку месторождения. Экспортировать удоканскую медь в тот же Китай уральцам невыгодно: самим нужно.

Кстати, российская экономика уже имеет печальный опыт сотрудничества с иностранцами. Так, с середины 90-х годов были практически прекращены поставки медного концентрата с СП «Эрдэнет» на российские заводы. Китайские юани взяли свое, А в 1992 году в конкурсе на право добычи удоканской руды уже побеждала иностранная компания. В итоге победитель так и не приступил с освоению месторождения, ведь в противном случае понизились бы мировые цены не медь, а именно этого и боятся иностранные компании, Поэтому предложения Андрея Козицына участники форума восприняли на ура. Уральских делегатов поддержали губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, а также группа сенаторов СФ и депутатов Госдумы во главе со спикером СФ Сергеем Мироновым.

Еще раньше соглашение с сотрудничестве было заключено с главами Свердловской и Читинской областей — Эдуардом Росселем и Равилем Гениатулиным. Интересы двух регионов полностью совпадают: Удоканская медь должна остаться в России. Это пойдет на пользу и Уралу, и Забайкалью.

Комментарии

РавильГениатулин, губернатор Читинской области:

— На сегодняшний день только УГМК готова на деле вкладываться в разработку Удокана и использовать его запасы для дальнейшей переработки на территории России. Такой вариант будет выгоден не только для Читинской области, получающей с началом отработки Удокана мощнейший стимул к развитию, но и для всей российской экономики.

Андрей Козицын, генеральный директор 000 «УГМК-Ходдинг»:

— Учитывая уникальность Удокана, было бы правильным провести конкурс. Те, кто реально заинтересован в освоении Удокана, в переработке меди у нас в стране, в выпуске продукции высокого передела — катанки, порошков, катодов, кабелей, труб, радиаторов и т.д., - не могут согласиться на аукцион и требуют проведения конкурса.


Другие материалы по теме: