«Капитал» и Елена Кадочникова считают, что «Интернет не может соперничать с печатными СМИ в области бухгалтерии»

24 сентября 2003 (12:26)

Бухгалтеры практически не читают профессиональных интернет-изданий – почти 90% екатеринбургских бухгалтеров отдают предпочтение печатным СМИ. В этом плане специалисты называют бухгалтерию одной из самых консервативных частей бизнеса.

На сегодняшний день на рынке печатной продукции Екатеринбурга продается огромное количество специализированной литературы для бухгалтеров, хотя в самой столице Урала издается не более 10 печатных СМИ, позиционирующих себя как бухгалтерская пресса. Тем не менее электронных специализированных СМИ для бухгалтеров в Екатеринбурге нет вовсе, да и в целом по России их не так много. «По моим данным, в Екатеринбурге только три интернет-сайта, которые могли бы быть интересны для бухгалтеров, - рассказывает главный редактор екатеринбургского журнала «Бизнес-калейдоскоп» Александр Любимов. - Да и на тех предлагается только программное обеспечение, продаются программные продукты и практически не публикуется информации иного характера». Не секрет, что бухгалтерия, охватывающая различные сферы трудовой деятельности, налоговые отношения и многое другое, постоянно сталкивается с различными изменениями в законодательстве, планах и положениях. Изменения могут происходить порой чаще, чем раз в две недели. Что как не Интернет, признанный самым быстрым средством связи в мире, может помочь бухгалтеру в его работе – однако по статистике к его услугам счетные работники прибегают крайне редко или не прибегают вовсе.

Речь, конечно, не идет о работе с электронными консультационными программами, которые сегодня установлены практически в каждой фирме. «Консультант», «Гарант» и другие программные продукты обновляются с частотой раз в неделю, но носят скорее характер справочника. Аналитических обзоров и комментариев к принятым в том или ином законе нововведениям здесь нет. «Электронные и справочно-правовые системы пользуются огромной популярностью у бухгалтеров, и количество клиентов увеличивается год от года, - говорит менеджер по рекламе компании «Инэлт» Ольга Клевакина. – Хотя, конечно, они не заменят газету или журнал – в конце концов печатные СМИ во многом просто удобнее. Спор о том, что популярней, электронные или печатные СМИ, сродни спору о том, что популярнее – газета или телевизор, – газету можно положить в карман, а в телевизоре показывают картинку. Учитывая, что бухгалтеру необходима не просто голая информация, а комментарии, обзоры и т.п., мы разработали программу «Консультант-Бухгалтер», в которую включили отдельную часть, посвященную прессе о том или ином законе или изменении в нем. Там же можно найти дайджест тех материалов, что могут быть интересны бухгалтеру. Но тем не менее, не думаю, что это наше нововведение заставит бухгалтеров полностью отказаться от чтения газет и журналов».

Причин у низкой популярности Интернета среди бухгалтеров несколько. Одна из основных – дороговизна подобных услуг. «Конечно, можно было бы заняться разработкой специального бухгалтерского сайта, - говорит главный реактор журнала «Бизнес-калейдоскоп» Александр Любимов. – Но тогда его нужно было бы обновлять как минимум раз в неделю, а на это нужны деньги, которые не хочется тратить ни разработчикам, ни пользователям». У большинства изданий, работающих в бухгалтерии, есть свои источники информации, и бесплатно делиться ценными сведениями никому не хотелось бы – это еще одна причина, по которой печатные бухгалтерские СМИ почти не открывают своих сайтов в Интернете. Легче начать издавать газету, организовать подписку и получать за информацию деньги. Или же организовать бесплатную доставку издания, активно привлекая рекламодателей к популярному СМИ.

Немаловажным фактором является и возможность обратной связи и просто элементарная привычка бухгалтеров работать с бумагой, а не с компьютером. «Сегодня средний возраст бухгалтера в нашем городе – 40 лет, - говорит Любимов. – Это специалист, которого сложно переучить и заставить работать за компьютером. Привычка доверять именно печатному слову в бухгалтерии очень сильна. И потом – эффект от бумажных СМИ выше, чем от Интернета – это доказано».

На фоне низкой популярности интернет-изданий издания невиртуальные активно борются за место под солнцем – конкуренция в этой сфере очень высока. Выигрывает тот, кто предоставляет более качественную и разностороннюю информацию, а главное – делает это быстро. «Мы выходим в свет еженедельно, - рассказывает Виктория Овчинникова, исполнительный директор издательства «АМБ». - И могу сказать, что нам давно доверяют. Мы не просто публикуем тексты документов – наши аналитики комментируют, объясняют бухгалтеру все, что нужно знать по тому или ному закону или положению. К тому же у нас разработаны свои каналы информации, а потому все публикуемые данные достоверны и эксклюзивны, а главное – поступают к читателям очень быстро».

Информационные каналы – один из главных козырей издания. Именно благодаря им издания добиваются должной популярности у читателей – Интернет же до сих пор у многих вызывает опасения в плане достоверности информации.

«Думаю, постепенно, с развитием самого Интернета и интернет-рынка появится большее количество электронных бухгалтерских СМИ, - считает Александр Любимов, главный редактор журнала «Бизнес-калейдоскоп». – Однако уверен, что печатные СМИ не потеряют при этом своей популярности. Растущая конкуренция в этом бизнесе заставляет обращать большое внимание на качество публикуемых материалов, а это привлекает читателей. Хотя уверен – это произойдет не очень скоро – бухгалтерия не та часть бизнеса, которая должна быстро меняться».


Другие материалы по теме: