«Ведомости»: Государственный таможенный комитет решил подзаработать на обязательном страховании автовладельцев

25 сентября 2003 (17:51)

Государственный таможенный комитет (ГТК) решил подзаработать на обязательном страховании автовладельцев. Как стало известно «Ведомостям», ГТК не дает страховщикам самостоятельно продавать полисы в местах пересечения границы и учредил своего страхового брокера, который за 10% комиссионных продает полисы лишь 8 компаний.

По закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» у каждого въезжающего в страну автомобилиста должен быть полис страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Его наличие на границе проверяют таможенные органы.

Но ГТК решил не ограничиваться проверкой и организовал продажу полисов в пунктах пропуска автотранспорта. Как следует из письма первого заместителя председателя ГТК Леонида Лозбенко, направленного в конце июля 2003 г. начальникам таможен (его копия имеется в распоряжении «Ведомостей»), ГУП «РОСТЭК» заключило агентские договоры со страховыми компаниями, имеющими лицензии на обязательную автогражданку. Л. Лозбенко приказал таможенникам «исключить допуск и размещение страховых компаний в пунктах пропуска» и «обеспечить взаимодействие с «дочками» ГУП «РОСТЭК».

ГУП «РОСТЭК» учреждено Государственным таможенным комитетом в 1992 г. по постановлению правительства. У «РОСТЭКа» 180 филиалов, дочерних и аффилированных компаний на территории России и за рубежом. Основной бизнес этого ГУПа – оказание услуг в таможенной сфере.

Как рассказал представитель крупной страховой компании, «РОСТЭК» создал страхового брокера «РОСТЭК-Гарант» и тот теперь «просит с компаний вступительный взнос или авансовый платеж» от $50.000 до $100.000 за возможность продавать в пунктах пропуска автомобилей полисы ОСАГО, а его комиссионные составляют 10% от страховых взносов.

Директор «РОСТЭК-Гарант» Людмила Показаньева говорит, что сейчас ее компания продает полисы на 67 пунктах пропуска, а всего их около 200. Договоры на оказание услуг заключены с восемью компаниями из 146, имеющих лицензии на обязательное автострахование. Назвать их директор «РОСТЭКа» отказалась, но «Ведомостям» удалось выяснить названия 7 из них – «Ингосстрах», «РОСНО», «МАКС», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», «Согласие».

«Это нерыночные подходы. У ГТК, видимо, большое желание заработать», – говорит представитель страховой компании, не заключившей с брокером ГТК договор. «ГТК взял на себя слишком много – их цель контроль, а не продажи полисов», – считает другой страховщик.

Однако президент Российского союза страховщиков Евгений Кургин уверен, что на таможне должны приниматься полисы всех компаний и все страховщики должны иметь возможность работать с брокером ГТК. А замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин сказал «Ведомостям», что проблема требует изучения. В пресс-службе ГТК вчера не смогли прокомментировать ситуацию с проверкой и продажей полисов ОСАГО на границе.


Другие материалы по теме: