«Областная газета» и Татьяна Ковалева считают, что «Универсального рецепта реформирования нет»

28 октября 2003 (12:49)

Вчера президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Геннадий Фадеев предпринял «попытку прямого выхода на прессу». Спецкор «ОГ» в числе представителей сотен СМИ от Сахалина до Калининграда участвовала в первой всероссийской видео-пресс-конференции главы ОАО «РЖД». Речь шла о железнодорожной реформе, ее целях и возможных последствиях.

Перемены все заметнее: 18 сентября председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал постановление о создании ОАО «Российские железные дороги», 23 сентября компания прошла государственную регистрацию, а 1 октября акционерное общество начало хозяйственную деятельность.

Созданием ОАО «РЖД», по словам Г.Фадеева, завершен 1-й этап реформирования железнодорожного транспорта. Произошло разделение функций государственного регулирования и хозяйственного ведения.

Впервые в нашей стране создана столь крупная и мощная компания, как ОАО «Российские железные дороги». Уставный капитал компании составляет

1 триллион 535 миллиардов 700 миллионов рублей, или более 50 миллиардов долларов. Это больше, чем у «Газпрома» и РАО «ЕЭС», вместе взятых. Своим имуществом в компанию вошло 987 предприятий.

На сегодняшний день ОАО «РЖД» обеспечивает 39 процентов совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41 процента пассажирооборота страны. Это одна из крупнейших транспортных систем мира.

Как ни восхищайся могуществом новорожденной компании, реформа любой важной отрасли вызывает множество вопросов. К чему приведет разделение имущественного комплекса между ОАО «РЖД» и МПС России? Кто будет регулировать тарифы и на сколько те вырастут? Правда ли, что по государственным рельсам будут сновать частные поезда? Что станет с социальной сферой МПС?

Прежде чем браться за реформу и раздел собственности, специалисты МПС изучили опыт различных стран и пришли к выводу: «Универсального рецепта реформирования нет». Если верить добрым намерениям новых акционеров, разгосударствление естественной монополии приведет к улучшению качества обслуживания пассажиров и ускорению грузопотоков. Тарифы, кстати, по-прежнему будет регулировать государство. При переходе из системы МПС в штат ОАО «РЖД» за работниками сохраняются прежние социальные гарантии. Не должны пострадать от реформы и ветераны отрасли.


Другие материалы по теме: