Муниципальные облигации как способ привлечения инвестиций

На протяжении 9 лет для проведения капитальных инвестиций в жилищное строительство администрация Екатеринбурга привлекает средства путем выпуска и распространения облигаций муниципального займа.

Недостаток собственных средств для реализации программ капитального строительства является неустранимой проблемой бюджетов многих российских регионов и муниципалитетов. Федеральное законодательство и, в частности, новый Бюджетный кодекс РФ, предоставляет администрациям субъектов федерации и муниципальным властям широкий перечень источников финансирования дефицита бюджета. По мнению экспертов, одним из наиболее эффективных способов является выпуск субфедеральных ценных бумаг. Сейчас этим источником финансирования капитальных программ пользуется относительно небольшое число городов и регионов. По словам заместителя министра финансов РФ Беллы Златкис, на данный момент на открытый рынок со своими ценными бумагами выходят только 29 субъектов Федерации и 11 муниципальных образований.
В Екатеринбурге собственная программа заимствований средств путем выпуска муниципальных облигаций реализуется с 1994 года.

Программа муниципального облигационного займа была разработана администрацией Екатеринбурга в 1994 году в качестве способа решения проблемы нехватки бюджетных средств для осуществления капитального жилищного строительства. В том же году она была подписана главой города Аркадием Чернецким. В 1995 году были выпущены первые облигации муниципального займа. Летом того же года на средства, привлеченные от размещения облигаций, было начато строительство первого жилого дома.

Контроль

Функцию контроля над выполнением условий займа, помимо муниципальной власти, берет на себя Министерство Финансов РФ. По словам Главного специалиста Комитета по инвестициям Администрации Екатеринбурга Романа Рященко, именно ежегодная регистрация акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг в Минфине является одним из самых сложных этапов функционирования программы на данном этапе её существования. Именно жесткие требования, предъявляемые к эмитенту субфедеральных бумаг со стороны Министерства финансов, являются одной из причин, по которым на рынке заимствований представлено относительно небольшое число субъектов федерации и всего 11 муниципалитетов. По словам заместителя министра финансов РФ Беллы Златкис, современное законодательство предполагает очень глубокое раскрытие данных об исполнении бюджета и о действиях соответствующих властей перед инвесторами, работающими на рынке.

Осуществление выпуска облигаций регулируется двумя федеральными кодексами – Бюджетным и Гражданским, двумя федеральными законами – «О рынке ценных бумаг» и «Об особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а так же рядом постановлений правительства.

Для того чтобы осуществить регистрацию акта, содержащего условия эмиссии ценных бумаг, эмитент, кроме прочих документов, обязан предоставить в Минфин утвержденный бюджет на текущий год, данные о величине и структуре внешнего и внутреннего долга эмитента, об отсутствии просроченных долговых обязательств, документов об исполнении бюджета за прошлый финансовый год, а также данные о величине дефицита бюджета и источниках его восполнения. При несоответствии предоставленных данных нормативам Минфина, эмитенту может быть отказано в праве проведения эмиссии.

«Эти формальности призваны стать гарантией исполнения своих обязанностей со стороны муниципалитета. Несмотря на сложность этого процесса, Екатеринбург является одним из немногих городов России, который осуществляет сбор и подготовку бумаг для проведения регистрации самостоятельно, без привлечения сторонних экспертов», – отмечает Роман Рященко.

Функционирование

В то же время механизм функционирования программы достаточно прост и совершенно прозрачен: получив разрешение Министерства финансов РФ, Комитет по инвестициям администрации Екатеринбурга осуществляет эмиссию очередного выпуска муниципальных облигаций Екатеринбурга. Эти ценные бумаги размещаются среди частных инвесторов путем открытой продажи. О начале эмиссии Комитет уведомляет заинтересованных лиц заранее посредством публикации сведений в средствах массовой информации. На специализированный рынок ценных бумаг муниципальные облигации не выставляются.

Муниципальные облигации Екатеринбурга являются именными бездокументарными ценными бумагами. При заключении договора на их приобретение эмитент открывает новому владельцу индивидуальный лицевой счет, на который переводятся его ценные бумаги. Одновременно делается соответствующая запись в реестре держателей облигаций, право собственности удостоверяется выпиской из реестра.

Привлеченные от продажи облигаций средства поступают в бюджет Екатеринбурга, и впоследствии, расходуются в рамках бюджетной целевой программы на финансирование строительства жилых домов в различных районах города. Контроль над использованием бюджетных средств осуществляет Финансово-бюджетное управление администрации города и Счетная палата городской думы. Строительство жилых домов в рамках программы осуществляет муниципальное предприятие «Управление капитального строительства Екатеринбурга», благодаря чему средства не выходят из поля ответственности городской администрации.

Облигации муниципального займа являются срочными ценными бумагами. Срок их обращения составляет 5 лет. По прошествии этого времени ценные бумаги погашаются эмитентом по номиналу с выплатой соответствующих процентов.

Облигации муниципального займа обладают высокой ликвидностью – они могут быть проданы, переданы по наследству или в дар, а так же погашены эмитентом в любой момент. Любые сделки с муниципальными облигациями Екатеринбурга осуществляются с внесением изменений в реестр держателей облигаций путем перевода их на счет нового владельца. Несмотря на высокую ликвидность, вторичный рынок облигаций муниципального займа не развит – как правило, ценные бумаги данного типа приобретаются с целью их дальнейшего погашения через приобретение квартиры.

Когда держатель облигаций аккумулирует в своем владении определенное количество облигаций, достаточное для приобретения жилой площади (одну облигацию можно обменять на 1/10 квадратного метра общей площади квартиры), он заключает с администрацией соглашение, в соответствии с которым гасит свои облигации, получая взамен право на владение жилплощадью. Договор вступает в силу в момент получения владельцем облигаций ордера на квартиру.

Достаточно большой срок обращения облигаций – 5 лет – позволяет инвестору осуществлять поэтапное накопление объема муниципальных ценных бумаг, необходимого для приобретения требуемого ему жилья. Строительная программа, развернутая в рамках муниципального займа, предлагает инвесторам ряд типовых квартир площадью от 37 (однокомнатная) до 82 (трехкомнатная) квадратных метров.

Инвестирование в муниципальные ценные бумаги с целью приобретения жилья оказывается выгодным финансовым проектом, так как стоимость одного квадратного метра, выраженная в облигациях муниципального займа, оказывается значительно ниже его рыночной стоимости. Так, согласно условиям последней эмиссии, стоимость 10 облигаций, дающих право на приобретение одного квадратного метра нового жилья в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга, составляет 12 500 рублей, в то время как рыночная стоимость одного квадратного метра в том же районе города на 1 октября составила 17 712 рублей.

Итоги и перспективы

В следующем году программе муниципальных облигаций Екатеринбурга исполняется 10 лет. Для инвестиционного проекта, рассчитанного на привлечение средств на строительство жилых домов, продолжительность которого составляет полтора – два года, это значительный срок, позволяющий говорить о достижении определенных результатов и стабильности работы на инвестиционном рынке.

За это время было зарегистрировано и проведено 7 выпусков облигаций муниципального займа. Всего за время проведения программы от населения была привлечена сумма, эквива лентная 300 миллионам рублей. Эти средства были направлены на проведение строительства в Екатеринбурге 12 жилых домов общей площадью 75,5 тысячи квадратных метров.

Первые займы были полностью погашены ещё в 1999 году, большая часть инвесторов предпочла заключить договоры на приобретение жилой площади, и погасила заимствования квартирами в новых домах. Всего в рамках программы выпуска муниципальных облигаций Екатеринбурга было введено в строй и передано инвесторам порядка 1360 квартир.

Одной из отличительных черт программы на протяжении всего времени её существования была высокая надежность вложений средств, обнаружившаяся, в частности, в период августовского кризиса 1998 года. Благодаря вмешательству администрации города, все обязательства перед людьми, вложившими свои сбережения в муниципальные ценные бумаги, были выполнены в полном объеме.

Программа муниципального займа администрации Екатеринбурга продолжает развиваться, оставаясь по-прежнему привлекательной для инвесторов. Об этом говорит тот факт, что размещение облигаций первого выпуска 7-ой эмиссии, начатое 12 сентября, было полностью закончено уже через несколько дней. В рамках текущей 7-ой эмиссии муниципальных облигаций Екатеринбурга до конца этого года планируется осуществить ещё одно размещение облигаций. Кроме того, в соответствии с программой, в ближайшие полгода планируется ввести в строй два многоквартирных дома общей площадью 11 400 квадратных метров. Квартиры в этих домах будут использованы для погашения облигаций предыдущих выпусков.

Программа муниципального займа продолжает свое развитие. Главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким уже подписано постановление, в соответствии с которым в рамках программы в 2004-2006 годах в различных районах города будет возведено ещё 4 многоквартирных дома общей площадью 23,9 тысячи квадратных метров.


Другие материалы по теме: