Продажа акций «Патры»: в ожидании инвестора

Продажа крупного пакета акций ОАО «Патра» может стать началом очередного этапа в развитии завода, в случае, если новые акционеры будут инвестировать в модернизацию и расширение производства.

В октябре состоялась продажа государственного пакета акций пивоваренного завода «Патра». Собственником 25,5% акций стала кипрская компания «Retkauf Invest LTD». В настоящее время проходят процедуры по передаче госпакета акций ОАО «Патра» новому владельцу. Средства за акции в размере 116 210 тысяч рублей перечислены, готовится передаточное распоряжение, подтверждающее право собственности.

Контрольный пакет, 51% акций завода, находится в собственности у ЗАО «Пивоваренный концерн «Патра», а также у работников и менеджеров завода.

По словам руководителя пресс-центра пивоваренного завода «Патра» Сергея Салыгина, представители новых акционеров могут войти в состав Совета директоров предприятия, однако для этого они должны быть заинтересованы в его развитии.

Деятельность завода

ОАО «Патра», по оценкам специалистов ЗАО «Объединенная финансовая группа», является одним из крупнейших независимых российских заводов по производству пива и безалкогольных напитков и контролирует около 1% выпуска пива в стране. Однако, в течение последних 2-3 лет, на заводе наблюдается тенденция к снижению объемов производства.

Падают объемы основного продукта завода, пива. По итогам I квартала текущего года в ОАО «Патра» было выпущено 13,718 миллиона литров пива и безалкогольной продукции, что составило 75% от уровня прошлого года, в том числе по пиву – 70%.

«Снижение объемов производства пива связано с высокой насыщенностью пивного рынка, а также проводимой реорганизацией сбыта продукции – с 1 марта 2003 года на заводе создана собственная служба продаж, кроме того, в I квартале завершались работы по запуску в промышленную эксплуатацию установки водоподготовки мощностью 125 кубических метров в час», – считают представители «Патры».

Действительно, ситуация в пивной отрасли требует от предприятий довольно крупных инвестиций, поскольку из-за насыщения рынка пива конкуренция за потребителей резко обострилась. По прогнозу агентства Standart & Poor's, российским производителям пива придется увеличить объем привлеченных средств из-за высокой потребности в инвестициях, направленных на наращивание производственных мощностей, а также на улучшение инфраструктуры.

Причиной этому служит смена предпочтений россиян, которые начинают отдавать предпочтение более дорогому пиву сегмента «премиум», а также пиву в алюминиевых банках. По данным экспертов ИГ UFG, если в 2000 году потребление премиальных сортов пива составило 17,1% от общего потребления пива россиянами, то в 2003 году этот показатель может достичь 25,4%. «Рост уровня потребления и изменения в структуре продаж окажут благоприятное воздействие на выручку пивоваренных компаний», – считают аналитики Standard & Poor's. В агентстве ожидают, что среднедушевое потребление пива в России достигнет сравнимого с европейским уровня в ближайшие пять-семь лет.

Для модернизации производства и перехода на изготовление более качественных сортов пива необходимы значительные капитальные вложения. В то же время пивоваренные заводы (особенно не входящие в крупные корпорации или объединения пивоваров) не обладают достаточными объемами собственных средств для модернизации производства. Выходом из ситуации могло бы стать привлечение заводами заемных средств, но по оценкам специалистов RBC daily, выход пивоваров на рынок капитала ожидается лишь через 5-7 лет, когда будут исчерпаны условия для экстенсивного развития отрасли.

Столкнувшись с замедлением темпов роста в отрасли, конкуренты пивоваренного завода «Патра» начали активно инвестировать в модернизацию производства: за последние месяцы несколько пивных компаний сообщили о введении дополнительных мощностей и строительстве новых заводов. Так, например, «Балтика» построила заводы в Самаре и Хабаровске, «Красный Восток» – в Новосибирске, «Очаково» начинает строительство завода в Тюмени.

«Патра» же постепенно теряет свои позиции на рынке, поскольку не может инвестировать ни в производство, ни в продвижение товара в достаточных объемах. Примером этому может служить достаточно дорогостоящая попытка «Патры» выйти на федеральный рынок с помощью рекламы на федеральных каналах, не принесшая ожидаемых результатов. В то же время эксперты отмечают, что более крупные производители, выступающие в том же ценовом сегменте, такие как казанский «Красный Восток» и южноуральский «Золотой Урал» начинают вытеснять «Патру» даже с регионального рынка недорогого пива.

По мнению руководства «Патры», единственным выходом для завода является привлечение инвестиций в модернизацию производства и проведение масштабных рекламной и PR-кампаний, но относительно небольшой завод не обладает необходимыми для этого собственными средствами. Поэтому особые надежды руководство предприятия возлагает на нового акционера «Патры», кипрскую компанию «Retkauf Invest LTD», приобретшую 25,5% акций предприятия.

Продажа акций

В начале 2003 года, Уральское межрегиональное отделение РФФИ сообщило о проведении аукциона по продаже акций ОАО «Патра» (25,5% от общего числа акций). На аукцион выставлялось 11 135 обыкновенных акций. Номинальная стоимость акций – 11 135 рублей. Итоги аукциона должны были подводиться 25 апреля 2003 года.

Как сообщили на предприятии, свою заинтересованность в приобретении госпакета проявили такие компании, как «Балтика», «Хайнекен», «Красный Восток», «Sun Interbrew».

«Интерес к заводу не случаен: пивоваренный завод «Патра» – последнее крупное предприятие отрасли, в котором государство владеет столь значительным пакетом акций», – заявляли представители завода. Однако, к началу аукциона интерес крупных пивоваренных компаний к покупке акций «Патры» исчез.

Компания «Балтика» не стала принимать участие в аукционе по продаже госпакета акций «Патры». «С этого годы мы поменяли статьи инвестирования. Если раньше мы увеличивали объемы производства за счет создания новых производственных площадок и реконструкции старых, то сейчас наша политика направлена на снижение себестоимости продукции», – отметили в пресс-службе компании. Практически одновременно интерес к приобретению акций завода пропал и у остальных компаний, рассматривавшихся в качестве претендентов на участие в аукционе. Эксперты отмечают, что возможной причиной этого явилась позиция руководства завода, являющегося собственником 51% акций, и на протяжении достаточно длительного времени противодействующего второму акционеру – кипрской компании «Damsel ventures», в её попытках принять участие в управлении предприятием. Так или иначе, аукцион по продаже 25,5% акций ОАО «Патра» был признан несостоявшимся. Заявку на участие в аукционе подал лишь один участник, индийско-бельгийская компания «Sun Interbrew», активно приобретающая акции региональных производителей.

Во время повторного проведения торгов осенью 2003 года, заявка поступила после максимального снижения стоимости госпакета акций до 116 210 тысяч рублей. После ее подачи, согласно правилам публичных торгов, прием заявок был окончен. В итоге договор по продаже находящегося в федеральной собственности 25,5% пакета акций ОАО «Патра» был заключен с компанией «Redkove Invest Limited», зарегистрированной на Кипре.

Сейчас завершаются основные процедуры по передаче пакета акций новому собственнику, в течение месяца в реестр акционеров компании должны быть внесены изменения. Состоится ли после этого внеочередное собрание акционеров, трудно сказать, считает руководитель пресс-центра пивзавода «Патра» Сергей Салыгин. «Не факт, что представители новых акционеров войдут в состав Совета директоров», – заявил он.

Возможности

В ОАО «Патра» полагают, что новый собственник либо перепродаст акции, либо станет инвестором производства. Во втором случае появление нового акционера может означать решение многих проблем предприятия.

Между тем, наблюдатели отмечают, что в составе акционеров ОАО «Патра» уже есть иностранные держатели акций. Кипрской фирме «Damsel ventures» принадлежит 23% акций, однако ее представители не занимают руководящих постов в компании. Это объясняется отсутствием инвестиций и заинтересованности в развитии уральского пивзавода со стороны киприотов. Новые акционеры также с Кипра, однако, недавний визит их представителей позволяет руководству предприятия сделать выводы о том, что они примут более деятельное участие в судьбе «Патры». Делегация заявила, что намерена рассмотреть объем необходимых для производства инвестиций (при определенном вложении средств завод может выпускать до 15 миллионов дал пива в год, сейчас он производит 10 миллионов дал). По сути, вложение инвестиций является тем условием, которое руководство завода ставит новому собственнику, в случае если он изъявит желание ввести своих представителей в состав Совета директоров компании. «Если новые собственники пакета намерены вкладывать средства в развитие производства, они получат места в Совете директоров», – отмечают представители менеджмента предприятия.

Между тем, наблюдатели отмечают, что в случае привлечения инвестиций, екатеринбургский завод имеет возможности для укрепления своих позиций на региональном и, возможно, федеральном рынках.

У предприятия уже имеется опыт реализации определенных инновационных проектов, дающих ощутимые результаты. Одним из них стало развитие «непрофильного» производства безалкогольных напитков: по итогам работы ОАО «Патра» за сентябрь текущего года, рост производства по безалкогольной продукции составил 214%. В 2003 году завод приступил к розливу на своих производственных площадях питьевой воды.

«С начала года произведено более 60 миллионов литров продукции. Темпы роста выпуска товарной продукции в 2003 году в действующих ценах составили 660,54 миллиона рублей (12% к уровню прошлого года)», – сообщили в пресс-службе «Патры». В августе 2003 года потребителям было отгружено 861 тысяча дал (десятков литров) продукции, что составляет 136% от уровня августа прошлого года. В течение летних месяцев предприятие увеличило производство безалкогольных напитков – почти в два раза вырос объем производства минеральных вод и сладких газированных напитков.

По мнению работников завода, столь же ощутимых результатов можно добиться и на «профильном» для завода производстве, в случае если удастся привлечь необходимые объемы средств. «Отрасль продолжает развиваться, высокотехнологичное оборудование с каждым годом становится сложнее, а то, что поступило в производство несколько лет назад, сегодня считается уже морально устаревшим. Любая модернизация изначально затратна и окупается не сразу. Пивоваренному предприятию, как и всякому другому, инвестиции необходимы, они являются залогом успешного развития бизнеса. Такие крупные предприятия, как «Балтика» или «Очаково», наверное, могут обойтись и оборотными средствами, а предприятиям мощностью до 100 миллионов литров в год, как наше, одних оборотных средств уже будет недостаточно. Им нужен стратегический партнер – инвестор, ориентированный не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество», – отметили в пресс-центре ОАО «Патра».

Вывод

В условиях жесткой конкуренции со стороны крупных производителей пива приход инвестора на предприятие позволил бы «Патре» осуществить модернизацию производства и провести рекламную и PR-кампании, необходимые для возвращения себе позиций на региональном рынке и обеспечивающие возможность экспансии на рынки других областей. В то же время, в условиях отсутствия внешних источников финансирования, единственным возможным инвестором предприятия могут стать только новые собственники акций предприятия. В случае положительного решения о вложениях в модернизацию и обновление производства со стороны «Redkove Invest Limited», «Патра» получит шанс восстановить и укрепить свои позиции на рынке.


Другие материалы по теме: