«КоммерсантЪ-Урал», Мария Черкасова, Мария Гущина и Наталья Мартыненко сообщают, что ведется «Борьба за частоту»

20 ноября 2003 (10:33)

Наиболее обсуждаемой темой последней недели является изменение партнерских взаи-мотношений между екатеринбургскими телекомпаниями и их сетевыми партнерами. Речь идет о приобретении REN TV лицензии вещания на 49 частоте с помощью покупки бизнеса АСВ. А также отказ телекомпании «4 канал» от услуг ТНТ на 26 частоте. Между тем участники рынка считают, что подобная ситуация была вполне предсказуема. Эксперты прогнозируют дальнейшую консолидацию рынка электронных СМИ, а также уход из этого бизнеса наиболее слабых игроков.

Екатеринбург

На сегодняшний день в Екатеринбурге и Свердловской области вещает 16 телеканалов. Из них до недавнего времени лишь один работал без сетевого партнера. Телекомпания «Студия 41» самостоятельно заполняла сетку своего вещания. Остальные СМИ работали в паре с московскими компаниями. В частности, сетевым партнером АТН является МузТВ, ЦТУ работает с ТВЗ, ЗАО ТРВК «10 канал — Губерния» —с Ramblег, партнером телекомпании «4 канал» -ТНТ.

В начале ноября нынешнего года произошли изменения в партнерских отношениях «четверки» и ТНТ. С этого момента «4 канал» стал наполнять эфир на 26 частоте самостоятельно. Но как заявил в интервью с корреспондентом «Ъ» генеральный директор этой телекомпании Вячеслав Луговских, нельзя говорить об окончательном разрыве. «Причем ТНТ по-прежнему остается нашим сетевым партнером, только вещает на другой частоте (51 частоте — «Ъ»), также принадлежащей телекомпании «Четвертый канал»», —заявил он.

Помимо этих событий в центре внимания находится сделка по продаже бизнеса телекомпании «АСВ» своему сетевому партнеру -REN TV. Москвичи выкупили «АСВ-Престиж», ценностью которой является лицензия на 49 частоту (см интервью Павла Телешевского). В данный момент московский канал занимается переоформлением условий, указанных в лицензии. После завершения процедуры он сможет начать самостоятельное вещание. Сумма сделки не разглашается. Однако, по мнению аналитиков, бизнес АСВ может быть оценен в $1-1, 5 млн.

Челябинск

Несколько иная ситуация в Челябинске, где вещает 11 телекомпаний. На сегодняшний день только одна компания ведет самостоятельный бизнес. Это компания «Восточный экспресс», которая размещается на 23 канале. Впрочем, ее независимость объясняется наличием денежного акционера — «Челябсвязьинформ», который является «дочкой» Уралсвязьинформа. Все остальные работают в паре с инорегиональными партнерами.

Впрочем, процедура усиления позиций федеральных сетевых компаний была отмечена и здесь. До недавнего времени REN TV транслировала свои программы на 44 канале через местную компанию НВК. Однако не так давно договор между обоими партнерами был расторгнут. После ухода REN ТV челябинцам пришлось искать новых партнеров. Им оказалась компания «ДарьялТВ».

Однако спустя некоторое время REN TV снова дали о себе знать, причем самым неожиданным способом. Они подали завку на участие в конкурсе на 41 частоту, на которую очень сильно рассчитывало областное телевидение. И административный ресурс челябинцам тут помочь не смог — победу одержали москвичи, заполучив, таким образом, собственный канал.

Тюмень

На юге Тюменской области зарегистрировано 11 телекомпаний. Из них нет ни одной самостоятельно работающей. Исключением является ХМАО, где через спутник вещает 100% дочка администрации округа — ГУ ХМАО «Югра», которая претендует на аналог столичных сетевых компаний. Дело в том, что спутник NSS-703 позволяет «Юг-ре» покрыть вещанием территорию от Владивостока до Европы, а также создать свою сеть в Ханты-Мансийском округе, куда вошло более 160 населенных пунктов. Помимо этого компания привлекает в свою сеть телекомпании из других регионов. На данный момент в ее эфире выходят передачи челябинского «Медиацентра», ГТРК «Челябинск», кабельные сети в Трехгорном и Снежинске , кабельные сети фирмы «Биоритм» в Екатеринбурге; кабельные сети в Новосибирске и Омске. Вещание также ведется в Тюмени, Тобольске, Уренгое. Помимо этого компания зарабатывает на собственной продукции. Ее сериалы (например, «Золото Югры», «ЕМ и ребята» закупают НТВ, РТР.

Стоит отметить, что изме-ния медиа-рынка не особенно отличаются от соседних регионов. Так, от партнерства с ГТРК «Регион Тюмень» отказался сетевой партнер НТВ, который получил собственную частоту. Тем не менее, местные телевизионщики используют собственные способы для выживания. В частности, как рассказал «Ъ» заместитель директора департамента информационной политики администрации Тюменской области Сергей Белкин, не так давно две самостоятельные компании — студия ТРТР и ТТТ -23 канал объединились, создав новый брэнд — ТРК «Тюменское время». При этом ее компаньонами выступают сразу две столичные сети –TBЦ и REN TV.

Естественный отбор

Комментируя наметившиеся тенденции, эксперты прогнозируют дальнейшие переделы на рынке электронных СМИ в пользу федеральных сетей. Как считает генеральный директор ООО «Студия «Телемост» Павел Телешевский, сетевые партнеры будут активно приходить в регионы. «Конечно, скупать будут не всех повально, но местное вещание заметно сократится». По его мнению, этот процесс виден уже сейчасбольше 50% акций «4 канала» уже принадлежит НТВ. «На рынке останутся только наиболее крупные, имеющие ресурсы, местные игроки. Остальным придется либо объединяться, либо жить на дотации сетевых партнеров. Либо просто уходить из бизнеса», — считает директор телекомпании «Ермак» Михаил Нелюбин. В свою очередь тюменские власти считают, что региональных игроков можно поддержать. «Это возможно благодаря государственной поддержке на местах», — утверждает директор департамента информационной политики администрации Тюменской области Сергей Белкин.


Другие материалы по теме: