«Уральский рабочий» и Владимир Яковлев говорят, что «На тележке прошлого века едем в будущее»

28 ноября 2003 (10:16)

Под председательством заместителя полпреда Президента в УрФО Виктора Басаргина прошло координационное совещание «О мерах по реализации транспортной стратегии в УрФО».

Басаргин напомнил присутствующим о состоявшемся в конце октября заседании Госсовета страны, на котором обсуждался проект транспортной стратегии РФ. Ее реализации большое значение придает Президент Владимир Путин. Да и как иначе! Транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечивает ей достойное место в мировой хозяйственной системе. Соединяя Европу и Азию, наша страна может стать естественным транспортным мостом между ними и претендовать на одну из ведущих позиций в транспортной инфраструктуре мира.

Стратегическим интересам России отвечает, прежде всего, формирование транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. Как известно, через Екатеринбург пройдет международный транспортный коридор № 2, и он станет осью развития евроазиатских транспортных связей на материке. И Екатеринбург, и область, и УрФО в целом получат от «строительства» этого коридора очевидные преимущества.

На УрФО в стоимостном выражении приходится 8 — 9 процентов всех услуг пассажирского транспорта РФ, а из суммарной выручки за услуги грузового транспорта — 22 процента. Транспорт - - очень сложный объект управления, а поскольку практически невозможно выработать согласованную транспортную стратегию в каждом субъекте, то координирующую роль в этой важнейшей сфере берет на себя Федеральный округ, стыкуя в ней как регионы, так и отрасли транспорта. На этих «стыках» и возникают немалые потери. То области не договорятся о ремонте одной автотрассы, то с железнодорожной станции до речного порта не довезти груз, то складов нет, чтобы его накопить и сохранить. Басаргин и обозначил приоритетные направления транспортной стратегии -реконструкция автомобильных магистралей, международный транспортный коридор № 2, создание приграничных станций, реконструкция аэровокзальных комплексов, инфраструктура Севморпути в пределах округа, логистические центры в Екатеринбурге и Челябинске, речной комплекс на Иртыше и Оби.

А дальше пошел разговор по отраслям транспорта. Генеральный советник представитель МПС РФ в УрФО Борис Колесников говорил, естественно, о модернизации железных дорог. Здесь масса проблем, но выделим одну — создание нового подвижного состава. С нынешним Россия едва ли дотянет до 2010 года. Те полувагоны, которые десятилетиями производит Уралвагонзавод, ездят на тележках образца 30-х годов прошлого века. УВЗ дает им гарантию на 100 тысяч километров пробега, а такая же «вагонка» в США — на миллион километров. Почувствуйте, как говорится, разницу. Без новых ресурсосберегающих технологий здесь не обойтись. Особая тема -электровоз. Новочеркасский завод выпускает их в десять раз меньше, чем в советские годы, и если не пополнять парк, то дорога «встанет». Наладить производство электровозов могут в кооперации Свердловская и Челябинская области, и Басаргин дал поручение подготовить соответствующие предложения в правительство страны.

Не блещет оптимизмом и рынок автоперевозок. По словам руководителя Свердловского областного отделения Российской транспортной инспекции Виктора Андреева, уральские автоперевозчики пасуют на международном рынке. Почти 90 процентов грузов с Урала вывозят автомобилисты Казахстана, Украины, Белоруссии, стран Балтии. Счет потерь идет на миллионы долларов. Тому причиной и резкое старение автотранспорта, и рост диспропорции между пропускной способностью дорог и темпами автомобилизации, и низкое качество подготовки водителей. В результате УрФО опережает другие округа по числу аварий, погибших и раненых в них, а по количеству ДТП уступает лишь Москве и Московской области. До 60 процентов федеральных дорог в округе требуют ремонта.

Свои известные беды есть и в гражданской авиации, и о них говорил руководитель Уральского окружного межрегионального управления воздушного транспорта Анатолий Телегин. В УрФО работают шесть авиакомпаний. Ведущая из них - «Уральские авиалинии», занимающая шестое место в стране. Воздушный флот округа насчитывает 125 самолетов, в том числе и АН-2. Треть из них устарела, а 70 процентов самолетов служат более 15 лет. Через 2 — 3 года авиапарк подойдет к грани списания, и на чем мы будем летать и будем ли, неизвестно. Пока в округе приобретено только девять воздушных судов, или на порядок меньше, чем нужно. Далеко не каждая авиакомпания может позволить себе покупку самолета, государственные вложения тут минимальны, и, по словам Телегина, сейчас реально существует один инвестор- авиапассажир.

В дискуссии было высказано немало интересных предложений. В частности, генеральный директор ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр» Сергей Шавзис говорил о необходимости развития транспортной экспедиции, связывающей все виды транспорта. Нужна полная ревизия складского хозяйства. К строительству новых складов на Урале рвутся французы, голландцы. А где же наши инвесторы? Шавзис и призвал к созданию координационного плана, а на «стыках» должен работать региональный орган Минтранса РФ как основного исполнителя транспортной стратегии. Басаргин в заключение напомнил о необходимости комплексного подхода, а после всероссийского совещания по транспорту пообещал снова собрать координационный совет.


Другие материалы по теме: