Агенты влияния (Материал из приложения к "КТ+Е" "Урнет")

Бум "новой экономики" как нельзя лучше сказался на благосостоянии крупнейших информационных агентств (ИА). Использование возможностей интернета дало возможность для них предоставить клиентам дополнительные сервисы и увеличить саму клиентскую базу. Reuters и АР, например, выставили свои акции на ведущие фондовые площадки мира, заработав на этом по несколько сотен долларов. Неудивительно, что многие ИА выступают в качестве адептов интернет-бизнеса. Кстати, ведущие российские информагентства, активно продвигающие свой онлайновый бизнес или же вообще работающие только в этом направлении - "Интерфакс" и "Росбизнесконсалтинг" соответственно - рассматриваются аналитиками ИТ-рынка в качестве полноценных участников этого рынка. "РБК" с 1997 года влилось в международный информационный поток, развивая сотрудничество с такими агентствами, как Bridge Telerate, Reuters Business Briefing, Tenfore и другими, оперируя сейчас миллионами долларов. Однако такие значительные успехи московских ИА не подкрепляются подобными примерами в регионах. На Урале существует несколько достаточно известных ИА, однако в вебе представлены они только с последнего времени и качество реализации онлайн-решений хромает весьма заметно. Тем не менее, мы решили выяснить, можно ли считать уральские информационные агентства участниками ИТ-рынка.

Долгожители

Самое первое информационное агентство на Урале было открыто уже в далеком 1990 году и названо "Европейско-Азиатские новости" (ЕАН). Расцвет агентства пришелся на середину 90-х годов, когда индекс цитирования агентства центральными СМИ был самым высоким среди всех региональных ИА России. У агентства работала развитая корреспондентская сеть в Свердловской области и регионах Большого Урала. Доходы ЕАН позволяли привлекать к сотрудничеству с агентством высококвалифицированных профессионалов из сторонних СМИ, государственных и коммерческих структур. ЕАН изначально работало по принципу классического ИА - сбор информации широкого спектра и распространения ленты новостей по подписке. В формат онлайнового информагентства ЕАН так и не перешло. Причин этому несколько: официальные и официально умалчиваемые. К официальным относятся уменьшение числа подписчиков, сокращение коррсети. Неофициальные источники утверждают, что это агентство все 10 лет своего существования находилось на грани закрытия. Те же источники говорят, что агентство создавалось под будущего губернатора Росселя, от него же первоначально шло финансирование, потом, впрочем, иссякшее. Успех информационной работы ЕАН, по слухам, опирался на активное взаимодействие с пресс-службами, некоторым из них при этом выплачивались значительные суммы за информацию. В настоящий момент ЕАН влачит довольно жалкое существование: в начале этого года в агентстве работали 5 корреспондентов на двух компьютера, выпускающими редакторами работают по очереди корреспонденты. Большая часть сотрудников уволилась в течение прошлого года. Примерно с того же времени муссируются разговоры о возможной продаже ЕАН, которая даст возможность реализовать концепцию онлайн-бизнеса, или же просто выжить.

Стрингеры

Раньше всех остальных к модели онлайнового агентства перешло ИА "Регион-информ". Сайт агентства начал работу в 1999 году. Финансовая поддержка агентства осуществляется через департамент информации губернатора. Согласно их собственным заверениям, "Регион-информ" специализируется на изучении политической и деловой элиты, предоставляет аналитическую информацию обо всех деятелях регионального и федерального уровней, региональных и общероссийских общественно-политических организациях и партиях, экономических структурах, СМИ, а также о центрах власти регионального и федерального уровней. В реальности получается, что агентство специализируется больше на криминальной информации и публикации пресс-релизов государственных структур. В принципе, агентство предоставляет неплохой сервис для клиентов - несколько ежедневных и еженедельных информационных бюллетеней, которые могут доставляться традиционной и электронной почтой. Сводка новостей рассылается четырежды в день по электронной почте, кроме того зарегистрированные пользователи могут читать информацию на сайте, куда она выкладывается в режиме реального времени. Достаточно оригинальным можно назвать и широко рекламируемое "Регион-информом" направление деятельности - сбор досье на ведущих политиков и предпринимателей с целью последующей его продажи. Похоже, что работникам агентства не дают покоя лавры героев "войны компроматов".

Избранная информационная модель не является успешной - ни одно ИА в мире еще не смогло заработать достаточно много на продаже "маргинальной" информации. Кроме того, бизнес-модель, поддерживаемая "Регион-информом", не поддерживается ведущими онлайновыми ИА: платный доступ к основной информации на сайте снижает потребительский интерес, но не способен принести значительных доходов агентству, основные заработки которого складываются из платного распространения специализированной информации и аналитических материалов.

Более удачным проектом стала Lenta.ura.ru, осуществляемый бывшими менеджерами агентства совместно с 17 партнерами. Среди партнеров такие известные СМИ, как "Независимая газета" и "Утро.ru", компания "ЕТел", а также информационные агентства, радиостанции и телекомпании Большого Урала, в их число попала даже пресс-служба Уральской горно-металлургической компании. Впрочем, последнее вызвано, видимо, конъюнктурными соображениями. В новостной ленте сайта примерно в равных пропорциях публикуется информация партнеров-СМИ, что дает возможность при большом количестве информации делать качественный ее отбор и представлять широкую географию новостей. Данный сайт не может быть успешным коммерческим проектом, но способен приносить некоторую прибыль за счет рекламы и PR-поддержки сторонних компаний.

Более молодое и менее развитое в интернете агентство, повторяющее частично информационную модель "Регион-информа" - "Агентство политической информации" (АПИ). Агентство было создано в 1999 году в противовес "Регион-информу", сайт заработал в 2000 году. Основным спонсором агентства выступает администрация Екатеринбурга, благодаря чему агентство имеет широкую собкоровскую сеть в области и некоторых регионах Большого Урала. Впрочем, высоким качеством информации АПИ похвастать, к сожалению, вряд ли сможет. Также сравнительно небогат спектр клиентского сервиса.

Старая молодежь

Довольно забавным представляются попытки недавно созданного ИА "Уралинформбюро" пройти по пути традиционного агентского бизнеса, используя для этого онлайновую раскрутку. За основу берется "маргинальная" информационная модель и бизнес-модель платного доступа к основной ленте новостей. Причем, платным доступ становится буквально через 3 месяца после открытия сайта, а ежемесячная плата за доступ к ленте составит от 1 до 10 тысяч рублей - цены явно завышенные. Сервисные услуги для клиентов отсутствуют абсолютно, раздел "Аналитика" пополняется разношерстными материалами с произвольной периодичностью, архив лент не ведется вовсе. Поддержка агентству оказывается от полпреда президента России в Уральском федеральном округе Петра Латышева (он же и является главным героем новостных лент) и депутата-предпринимателя Валерия Язева. Самостоятельное выживание агентства в качестве эффективного бизнеса без поддержки со стороны заинтересованных лиц не представляется возможным.

Новая молодежь

Пожалуй, из всех информационных агентств Екатеринбурга эффективную модель предоставления информации, которая способна помочь в развитии бизнеса клиенту, избрали только в агентстве "Уралбизнесконсалтинг" (www.uralbusinessconsulting.ru). Агентство начало свою

работу с 1-го ноября 2000 года. Учредители - физические лица. Агентство специализируется на сборе и распространении экономической информации. Все предоставляемые продукты бесплатны, тем не менее у агентства около 150 - 200 подписчиков. Посещаемость сайта - 100-150 хостов за сутки. Достигнута за 3 месяца, при этом никаких специальных мероприятий по промоушну сайта не проводилось. После

запуска всех сервисов на сайте будет проведена промо-кампания, цель которой 200-300 и более хостов в сутки. Сейчас в штате агентства работает около 15 человек. В перспективе УрБК планирует организовать сеть корпунктов по Уральскому ФО. Впрочем, само агентство не позиционирует себя в качестве интернет-проекта, заявляя, что Сеть для них просто способ коммуникации.

Не агентства, но ресурсы

Кроме того, в Урнете существуют мощные информационные ресурсы, не являющиеся информационными агентствами. Несомненно, ведущим среди них (да и всех прочих инфоресурсов Урала) является "Екатеринбург-online" (www.ekaterinburg.com) - посещаемость портала составляет свыше 5000 хостов ежедневно. К положительным сторонам сайта можно отнести высокую насыщенность информацией, публикацию разносторонней оперативной информации, большое количество ссылок на прочие сетевые ресурсы. Сайт очень профессионально сделан и высокооптимизирован - его загрузка занимает считанные секунды. Очень грамотный дизайн сайта - неудивительно, что он входит в число 50 наиболее популярных российских информационных сайтов. Слабой стороной "Екатеринбурга-online" является отсутствие собственной информационной службы. До тех пор, пока она не будет сформирована, высокая посещаемость сайта не сможет принести больших диведендов его владельцам. Кроме этого ресурса, серьезных информационных проектов в Урнете пока не создано.

Пока не бизнес

Об отношении к информагентствам со стороны представителей ИТ-бизнеса ясно говорят итоги встречи, проходившей в "Атриум Палас отеле" в декабре прошлого года. В ходе встречи представители агентств высказали просьбу провайдерам создать специальные тарифы для ИА, мотивируя это тем, что бизнес агентств совершенно особый и нужный самим провайдерам, а расходы ИА несут на трафик неоправданно высокие. ИТ-компании ответили на это прямым отказом, объясняя это тем, что ИА ничем не отличаются от прочих абонентов провайдеров, а их полезность последним в настоящий момент весьма сомнительна. Впрочем, прозвучала идея о возможном слиянии одного из ИА с каким-либо провайдером, но вряд ли это дело ближайшего времени, кроме того подобный альянс никогда не будет слиянием равноправных партнеров, скорее речь должна идти о поглощении агентства.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что бизнес ИА должен прежде всего быть эффективным за счет распространяемой информации, а не негласной поддержки со стороны заинтересованных структур. Эффективным же их бизнес может стать в том случае, если он сможет быть полезным в бизнесе других участников рынка. Для этого необходим серьезный пересмотр бизнес-модели и информационной концепции. Пока же ИТ-рынок не принимает информационные агентства в качестве равноправных участников.


Другие материалы по теме: