Перспективы медной отрасли в Свердловской области

Улучшение конъюнктуры на рынке цветных металлов привело к росту объемов производства меди и позволило увеличить объемы капиталовложений в отрасль.

В 2002 году в медной отрасли наблюдался спад, связанный с изменением мировой конъюнктуры: снижение мировых цен повлекло за собой падение объема производства российских предприятий.

Однако уже к началу 2003 года наметились положительные сдвиги в этом направлении: если в 2002 году, по причине падения цен на медь, производство этого металла сократилось, то в 2003 году, в связи с ростом потребности многих стран в продукции медной отрасли, рынок оживился, и цены сменили направление своей динамики с отрицательного на положительное.

В настоящее время на мировых рынках наблюдается дефицит меди. За первые шесть месяцев 2003 года дефицит меди достиг 271 тысячи тонн, в то время как в аналогичном периоде 2002 года на рынке имел место избыток меди, составивший 219 тысяч тонн, сообщается в докладе Международной группы по изучению рынка меди.

Дефицит меди явился следствием снижения ее производства и увеличения спроса, отмечают эксперты. За восемь месяцев с начала 2003 года производство меди снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 2,1%, а спрос вырос на 1,7%.

Недостаточные объемы меди на рынке привели к росту цен. За сентябрь цена на медь выросла на Лондонской бирже металлов на 1,7%, до 1789,1 доллара за тонну. В ноябре цена на медь вновь увеличилась, и аналитики прогнозируют её дальнейший рост в первом полугодии 2004 года.

Несмотря на улучшение мировой конъюнктуры, российские производители меди ориентируются, в первую очередь, на внутренние рынки сбыта. В России наблюдается рост спроса на медь, поэтому производители полагают, что дальнейшее расширение отрасли возможно за счет внутреннего потребления.

«Норильский никель» планирует произвести в 2003 году 454 тысячи тонн меди, что почти идентично уровню 2002 года. Однако, по словам сотрудников предприятия, изменяется структура продаж. Заместитель председателя правления и советник гендиректора ГМК «Норильский никель» Леонид Рожецкин сообщил на ежегодной конференции инвесторов в июне 2003 года, что в 2002 году продажи на внутреннем рынке составили 85,3 тысячи тонн меди против 356,9 тысячи тонн экспорта меди. В 2003 году, по мнению Леонида Рожецкина, продажи на внутреннем рынке должны вырасти в 4 раза.

Генеральный директор «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын подтверждает сложившуюся тенденцию: «Несмотря на то, что по части физических объемов некоторые наши показатели оказались чуть ниже, за счет переориентации с экспорта на внутренний рынок и на выпуск продукции высокой степени готовности, эффективность производства в компании нынче оказалась выше, чем в прошлом году. Сейчас все, что связано с экспортом, находится практически на нулевой отметке рентабельности, поэтому необходимо смещать акценты на внутренний рынок и продукцию более высоких переделов. Сегодня в общем объеме реализации УГМК на внутренний рынок приходится порядка 60 процентов, остальные 40 процентов – на экспорт».

Конкуренты

Медным производством в России занимаются три компании: «Норильский никель», «УГМК-Холдинг» и «Кыштымский медеэлектролитный завод». При этом основной объем медной продукции производится на предприятиях «Норильского никеля» и «УГМК-Холдинга».

Однако, по мнению наблюдателей, в ближайшем будущем на рынке меди может появиться новый крупный игрок. Связано это с приобретением в октябре текущего года третьего по величине производителя меди в стране: «Кыштымского медеэлектролитного завода». Контрольный пакет, 75% акций предприятия, был куплен компанией Игоря Алтушкина, давнего партнера УГМК, который намерен на базе «КМЭЗа» создать новый медный холдинг. Представители «УГМК-Холдинга», претендовавшего ранее на «КМЭЗ», полагают, что смогут найти общий язык с бывшим партнером, поскольку всерьез, как конкурент Игорь Алтушкин ими не рассматривается.

Следующим шагом Игоря Алтушкина стал выкуп бумаг у акционеров «КМЭЗа» – «East Point Holding Ltd.» и «СП Эрдэнэт». Кроме того, он приобрел бумаги, принадлежавшие менеджменту завода. «Всего мы аккумулировали более 55% акций «КМЭЗа», – заявил Игорь Алтушкин. В дальнейшем он намерен создать на базе «КМЭЗа» и «Карабашмеди» медную компанию, в которую помимо этих активов войдет также контролируемый бизнесменом «Новгородский металлургический завод» и «Уралэлектромедь-Вторцветмет». Сырьевой базой новой компании станет лом цветных металлов, а также черновая медь с «Карабашмеди».

Представители УГМК к информации о появлении новой медной компании отнеслись сдержанно. По словам гендиректора УГМК Андрея Козицына, «доля «КМЭЗа» в производстве российской меди известна и вряд ли увеличится. Что касается нового завода в Великом Новгороде, то его доля не превысит 5% от российского производства меди».

Также по мнению Андрея Козицына, в случае проведения конкурса по выдаче лицензий на разработку крупнейшего в России Удоканского месторождения меди в форме открытых торгов «нашими основными конкурентами станут китайские предприятия».

Однако «КМЭЗ», совместно с компанией «Казахмыс», создал СП «РоcКазМедь». За «Казахмысом» стоит корейская корпорация «Samsung», которая претендует на Удоканское месторождение меди. Появление этой структуры в качестве российского предприятия может помешать свердловским металлургам получить контроль над Удоканом, поскольку в этом случае «Казахмыс» сможет принять участие в конкурсе на разработку.

Следствием раздела активов между бывшими партнерами стала, кроме того, продажа акций Уральского банка реконструкции и развития. В состав акционеров банка входил ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Сафьяновская медь», ОАО «Свердловэнерго», Авиакомпания «Уральские авиалинии», Министерство имущественных отношений РФ. По сообщениям ряда СМИ, УГМК владела около 53% акций, а структуры Игоря Алтушкина – около 37%.

В сентябре «УГМК-Холдинг» продал принадлежавший ему пакет акций банка. Вице-президент УБРиР Сергей Воробьев сообщил, что покупателями пакета стали «часть менеджеров и действующих акционеров банка», уточнив при этом, что ни Министерство имущественных отношений, ни ОАО «Свердловэнерго», ни «Уральские авиалинии» в приобретении пакета не участвовали.

По словам Андрея Козицына, пока УГМК остается в числе клиентов банка. «Мы перейдем в ряд других банков. Работа с УБРиР, возможно, будет вестись, как и с любым другим банком. Сейчас мы работаем со Сбербанком, МДМ-Банком, Альфа-Банком, Газпромбанком. В ближайшее время мы определимся, с каким из банков работать в Свердловской области. Сейчас ведутся переговоры с рядом региональных банков, возможно, какой-то банк появится в структуре УГМК, – заявил Андрей Козицын.

УГМК

Ситуация с производством меди в Свердловской области соответствовала общей тенденции отрасли, но определялась и внутренними факторами, в том числе связанными с изменением конкурентной среды.

В начале 2003 года в области наблюдалось снижение производства меди в связи с изменениями на рынке вторичного сырья.

В I квартале 2003 года ОАО «Святогор» (г. Красноуральск, Свердловская область) снизило производство товарной продукции на 2,6% по сравнению с уровнем I квартала 2002 года. В ОАО «СУМЗ» (г. Ревда, Свердловская область) производство черновой меди к уровню I квартала 2002 года упало на 12,9% по причине недопоставок сырья с «Гайского ГОКа». ОАО «Уралэлектромедь» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область) произвело продукции на сумму 2086 миллионов рублей или 89,7% к уровню I квартала 2002 года. Объем производства рафинированной меди за январь – март 2003 года оказался на 10,8% ниже уровня соответствующего периода 2002 года из-за недопоставок сырья основными поставщиками.

По словам представителей «УГМК-Холдинга», объединяющего все эти предприятия, недопоставки сырья связаны с тем, что ряд структур, в частности «Уралэлектромедь-Вторцветмет», Екатеринбургская торгово-промышленная компания и другие предприятия, ранее связанные с предприятиями УГМК обязательствами по поставкам вторичного сырья, приняли решение о самостоятельном выходе на рынок, вне холдинга.

«В I квартале 2003 года обязательства по поставкам этими предприятиями выполнены не были. Таким образом, холдинг был вынужден заняться формированием нового пула поставщиков отходов цветных металлов. Для этого пришлось провести работу по привлечению оборотных средств и провести ряд переговоров с крупнейшими российскими трейдерами, которые занимаются поставкой лома цветных металлов на основе меди», – сообщил Андрей Козицын.

Решив проблемы с поставками сырья, предприятия УГМК компенсировали вынужденное снижение производства во втором полугодии. За девять месяцев 2003 года объем реализации продукции УГМК увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,8% и составил 33,2 миллиарда рублей. Прибыль от продаж ожидается на уровне 3,2 миллиарда рублей, что на 24,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чистая прибыль – 1,44 миллиарда рублей (в 3 раза больше, чем за 9 месяцев 2002 года).

Существенное улучшение финансово-экономических показателей было обеспечено, в первую очередь, ростом объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью, доля которой в совокупном обороте компании превысила 60%.

Наибольшие темпы роста в сфере высоких переделов продемонстрировало ЗАО «СП «Катур-Инвест», по итогам девяти месяцев выпустившее 124942 тонны медной катанки (145,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Однако, несмотря на обнадеживающие показатели работы предприятия, отрасль испытывает ряд затруднений. Недопоставки сырья на предприятия «УГМК-Холдинга», судя по всему, лишь подтвердили общую тенденцию. По мнению многих аналитиков, в медной отрасли наблюдается истощение сырьевой базы. Лишь 20% потребности УГМК обеспечивается месторождениями Свердловской области, 35% руды завозится извне, главным образом, с «Гайского ГОКа». Оставшаяся часть – более 40% – закрывается вторичным сырьем. При этом уменьшается и количество добываемой в регионе медной руды.

Кроме того, дальнейшее наращивание производства на предприятиях «УГМК-Холдинга» возможно только при условии ввода новых мощностей и модернизации производства. Использование мощностей в медной подотрасли Урала по итогам января-декабря составило 97,52%, что на 0,24% выше, чем месяцем ранее (рост в основном за счет предприятий Свердловской области, большинство из которых входят в «УГМК-Холдинг»).

Для решения этих проблем необходимы значительные инвестиции и оптимизация работы предприятий.

В текущем году эффективная работа холдинга позволила заметно расширить его инвестиционные возможности. По итогам девяти месяцев в производство было вложено около 1,8 миллиарда рублей (или 120% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года). Наиболее крупными проектами стали запуск в феврале производства теплообменников по технологии «Купробрейз» на Шадринском автоагрегатном заводе (общий объем инвестиций за весь период – порядка 10 миллионов долларов), а также завершение первого этапа реконструкции сталеплавильного комплекса Металлургического завода им. А.К. Серова. Кроме того, до конца нынешнего года компания намерена завершить установку газоочистных сооружений на двух оставшихся анодных печах медеплавильного цеха ОАО «Уралэлектромедь». Совокупная стоимость проекта оценивается в 52 миллиона рублей.

УГМК собирается вкладывать деньги в модернизацию Учалинского ГОКа, постройку Хайбуллинского ГОКа, в Башкирский медно-серный комбинат. По предварительным оценкам, объем инвестиций составит от 356 до 367 миллионов долларов. При этом годовая добыча и переработка руды в башкирском Зауралье, по прогнозам специалистов УГМК, достигнет 9 миллионов тонн в год. Срок окупаемости предложенных проектов составит от 11 до 14 лет. Чистая прибыль, предположительно, составит от 168 до 317 миллионов долларов США.

В следующем году УГМК рассчитывает увеличить свой инвестиционный пакет до 150–200 миллионов долларов. Значительная часть этой суммы будет приходиться на заемные средства, для чего сегодня ведутся переговоры с рядом известных западных банков о предоставлении инвестиционных кредитов сроком от 3 до 5 лет. Также компания завершает подготовку по переходу на консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Итог

Таким образом, улучшение мировой конъюнктуры и рост спроса на медь со стороны отечественных потребителей стимулируют предприятия увеличивать объемы производства, что приводит к усилению конкурентной борьбы.

В то же время, практически полная загрузка производственных мощностей говорит о необходимости капитальных вложений в отрасль, а истощение сырьевых баз заставляет предприятия искать новые источники, повышать эффективность использования старых месторождений и вторичного сырья.

В таких условиях единственным способом сохранить позиции на рынке является инвестирование в развитие производства. Именно в этом направлении движется «УГМК-Холдинг»: стратегия повышения эффективности работы компании предполагает реализацию крупных проектов, целью которых является модернизация технологических процессов и обеспечение сырьевой независимости предприятий.


Другие материалы по теме: