162 года сберегательному делу России: история и современность

В ноябре 2003 года Сбербанку России исполнилось 162 года.

В ноябре 1841 года по указу императора Николая Первого были основаны государственные сберегательные кассы. С этого момента фактически ведется отсчет истории банковской системы России. Спустя 162 года банковская система находится на пороге нового этапа развития: иностранные банки готовы к экспансии в российские регионы.

Пока полноценное проникновение зарубежных финансовых учреждений ограничивается заявлениями, впрочем, достаточно громкими: так, глава Citybank Cтенли Фишер недавно пообещал организовать в России сеть подразделений своего банка для работы с населением (ранее клиентами филиалов иностранных банков, функционировавших в России, выступали, в основном, иностранные компании). Подобное заявление заставляет с особым вниманием посмотреть на историю становления российской банковской системы, в настоящее время оказавшуюся перед лицом столь серьезного конкурента.

История

На территории Свердловской области зарождение сберегательного дела связано с городом Ирбитом. Через него пролегла вторая «государева» дорога, торговые караваны из центральной России, Сибири, Бухары, Китая и Персии принимала Ирбитская ярмарка. Торговля процветала, купцы обогащались, пополнялась и городская казна. В 1878 году при Ирбитском ссудо-сберегательном товариществе заработала первая ссудосберегательная касса. В Екатеринбурге сберегательная касса была образована в 1897 году. К концу 1914 года при Екатеринбургском отделении госбанка работало уже около 20, при уездных казначействах – более 40 сберегательных касс. В районе функционирования Екатеринбургского отделения работало 205 кредитных и 15 ссудо-сберегательных товариществ. После Октябрьской революции сберкассы, в отличие от коммерческих банков, были сохранены, но операций не проводили. 10 апреля 1919 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О слиянии сберегательных касс с народным банком». 2 мая 1923 года в Екатеринбурге открылась первая Государственная трудовая сберегательная касса на Урале в помещении Екатеринбургского губфинотдела (ул. Ленина, 6). Касса производила операции по приёму денежных вкладов на счета до востребования, срочные и на текущие счета со страхованием внесенных денег от падения курса рубля.

В 1987 году на базе государственных трудовых сберегательных касс был создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения – Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридических лиц. В составе Сбербанка было образовано 15 республиканских банков, в том числе, Российский республиканский банк, который, в июле 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. Вскоре Сбербанк России зарегистрировал свой Устав в Центральном Банке России и впервые провел эмиссию акций.

Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов потребовали модернизации работы банка, способности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали сохранение целостности системы банка, удержание ведущих позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения.

К середине 90-х годов перед Сберегательным банком встали другие задачи. К этому времени банк сформировал стабильную ресурсную базу, нарастил потенциал отделений и филиалов, поэтому основным направлением развития в этот период стала организация эффективного управления привлекаемыми ресурсами. В связи с этим в 1996 году собранием акционеров была принята концепция развития Сбербанка России до 2000 года, нацеленная на трансформацию в универсальный коммерческий банк, в частности, через развитие банковского обслуживания корпоративных клиентов с сохранением специализации и положения на рынке розничных услуг.

Реализуя принятую концепцию, Сбербанк России к 2000 году укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Его доля в общем объёме рублевых вкладов населения достигла 87%. Укрепились позиции Сбербанка в обслуживании корпоративных клиентов: доля банка на рынке составила в 2000 году около 25%. Банк продолжил работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг.

Структура

Переориентация Сберегательного банка на рыночное направление работы нашла свое продолжение в реформировании системы менеджмента. В рамках новой концепции развития Сбербанка России до 2005 года, была произведена реорганизация структуры управления банком. Реформа привела к изменению всей филиальной сети Сбербанка: 71 территориальный банк Сбербанка России, функционировавший в прежних административных границах субъектов Российской Федерации, был объединен в 17 банков, обслуживающих крупные экономико-географические регионы.

В ноябре 2000 года в рамках проводимой реструктуризации на базе четырех территориальных банков Сбербанка России был создан Уральский банк Сбербанка России. «Уральский банк Сбербанка РФ – одна из семнадцати составных частей огромного Сберегательного банка РФ, но эта часть, которая работает на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и республики Башкортостан, – очень крупная и значимая финансовая организация на территории Урала. Банк по многим показателям может считаться крупнейшей финансовой организацией на Урале», – заявил на пресс-конференции, посвященной 162 годовщине сберегательного дела в России, председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин.

Сегодня Уральский банк Сбербанка России обладает разветвленной филиальной сетью, включающей на 1 ноября 2003 года 125 отделений и 1629 структурных подразделений на территории Свердловской, Курганской, Челябинской областей и республики Башкортостан. В 2003 году банком было открыто 5 структурных подразделений, в 2004 году планируется открыть еще 18 подразделений.

В настоящее время банк проводит работу по повышению эффективности деятельности сети филиалов. Оптимизация филиальной сети, которая заключается в количественном росте и качественном улучшении действующих подразделений, является одной из стратегических задач Уральского банка Сбербанка России на ближайшие годы. Филиальная сеть выступает инструментом реализации стратегии банка по расширению присутствия на рынке банковских, в первую очередь, розничных услуг.

Акция

Празднование 162-летия сберегательного дела России Уральский банк Сбербанка России отметил несколькими мероприятиями, состоявшимися в ноябре 2003 года. Была проведена акция поощрения вкладчиков, которые на протяжении десятилетий сотрудничают с банком. В Уральском банке Сбербанка России определены победители в номинации «За верность банку» – вкладчики, которые доверяют свои средства Сберегательному банку на протяжении более чем 30 лет. Среди клиентов Уральского банка Сбербанка России было выбрано 72 номинанта. Лидерами в Свердловской области стали клиенты Березовского, Сысертского, Ленинского, Октябрьского, Орджоникидзевского, Кировского, Чкаловского отделений Сбербанка России. Стаж обслуживания этих вкладчиков в Сбербанке России – от 46 лет до 51 года.

Также определены самые активные пользователи банковских карт среди клиентов банка. В этом году основным критерием выбора победителя стал объем операций, произведенных клиентом в торгово-сервисной сети. Уральским банком Сбербанка России в номинации «Активный пользователь банковских карт» были выбраны 2 клиента – владельцы карт Visa Classic и Eurocard/MasterCard Mass, 4 клиента – владельцы карт Сбербанк – Cirrus Maestro и Сбербанк – Visa Electron и 38 владельцев карт СБЕРКАРТ. Наиболее весомый приз получили победители-владельцы карт Visa Classic и Eurocard/MasterCard Mass. Им бесплатно оформили карты категории GOLD, которые дают их владельцам ряд льгот и преимуществ.

Кроме того, в рамках празднования годовщины сберегательного дела, банк оказал помощь ряду социальных учреждений Свердловской области: пансионату для престарелых и инвалидов «Уктусский», Орджоникидзевскому дому-интернату для престарелых инвалидов, Екатеринбургскому дому ребенка №2, Екатеринбургскому детскому дому №10 для детей с отклонениями в развитии и другим организациям.

Развитие

Несмотря на высокий уровень конкуренции в Екатеринбурге и Свердловской области, Уральский банк Сбербанка России сохраняет одну из ведущих позиций на рынке финансовых услуг и постоянно развивается.

За текущий год валюта баланса банка составила 116 миллиардов рублей. «Сегодня объем срочной ссудной задолженности превысил 38 миллиардов рублей, более 10 миллиардов рублей было предоставлено частным клиентам. Остатки средств на счетах юридических лиц сберегательного банка превысили 14 миллиардов рублей, а физических – 48 миллиардов рублей», – заявил Владимир Черкашин. «В день банк проводит более 56000 платежных документов, и его услугами пользуется не только 134000 наших клиентов – юридических лиц, но и многие банки, на территории области их 32, которые работают через расчетную систему Уральского банка Сбербанка России. Только эти банки проводят через расчетную систему около 8000 клиентских документов в день на сумму более 600 миллионов рублей, – сообщил председатель правления Уральского банка Сбербанка России. – Общий объем расчетов, осуществляемых Уральским банком Сбербанка России, составляет около 7 миллиардов рублей в день».

В планах Уральского банка Сбербанка России на 2004 год – укрепление позиций на рынке банковского обслуживания частных и корпоративных клиентов. Банк намерен развивать новые методы работы с представителями малого бизнеса, VIP-клиентами, расширять сеть банкоматов и торгово-сервисных предприятий, работающих с банковскими картами Сбербанка России.

По словам Владимира Черкашина, банк вкладывает значительные средства в обеспечение автоматизации банковских операций. В настоящее время внедряется и уже функционирует банковская информационная система IB SO, позволяющая работать с платежами в рамках единой базы данных по всему Уральскому банку Сбербанка России.

Автоматизация процессов в банке направлена в первую очередь на улучшение качества обслуживания. «Задача, которую мы для себя ставим – достижение работы в режиме он-лайн при совершении не только переводов, но и вкладных операций. Такая задача ставится всей системе Сберегательного банка. В этом году на цели автоматизации процессов мы затратим более 300 миллионов рублей. На ближайшие три года наши затраты по автоматизации процессов, в том числе и ускорению переводов, обеспечению взаимосвязанной работы всех отделений, превысят 50 миллионов долларов», – сказал Владимир Черкашин.

Выводы

Российской банковской системе предстоит пройти испытание на состоятельность и конкурентоспособность. Грядущее вступление России в ВТО уже осознается экономической и политической элитами как неизбежность: речь идет лишь о конкретных сроках и условиях вхождения в эту организацию. Очевидно, что для банковского сектора это будет означать начало прямой конкуренции с зарубежными финансовыми институтами – с их капитализацией и возможностями по привлечению относительно дешевых ресурсов. Подобная ситуация заставляет как частных, так и корпоративных клиентов уже сегодня ориентироваться на сотрудничество с действительно крупными – по международным масштабам – банками, которые имеют реальную и долгосрочную перспективу развития. Выживать и развиваться в условиях столь серьезной конкуренции действительно смогут немногие, а именно – лишь те банковские учреждения, которые обладают разветвленной сетевой структурой и отлаженными технологиями работы с различными категориями клиентов.

За более чем полуторавековую историю ведущие банки, в том числе Сберегательный банк, накопили достаточно опыта деятельности в различных кризисных ситуациях и жестких конкурентных условиях. Опора на этот опыт позволяет говорить о том, что стратегическая задача Сбербанка России (и Уральского банка в частности) по выходу на качественно новый уровень обслуживания клиентов, усилению позиций современного высокотехнологичного банка, реальна и выполнима в новых условиях конкурентной среды.


Другие материалы по теме: