«Подробности» и Марта Радищева спрашивают, «Кому на Руси жить хорошо?»

30 декабря 2003 (09:25)

Российская бюрократия сжирает треть бюджета страны

Центр исследований проблем российской коррупции провел изучение роли, которую играет отечественная бюрократия в жизни нашего общества.

Исследование проводилось в 47 регионах страны. Для его проведения использовались социологические опросы населения, анализ центральной и местной прессы, применялись специальные методики изучения теневого рынка регионов. К проводимому исследованию привлекались и специалисты правоохранительных органов и спецслужб, которые на основании оперативных разработок позволили выявить факты коррупции и связи чиновников с криминальными структурами.

Для того чтобы исследование позволило создать среднюю общероссийскую картину, в него не включались данные по Москве и Санкт-Петербургу, так как ситуация в этих мегаполисах требует отдельного изучения.

По мнению экспертов, проведенное исследование позволяет создать своего рода классификацию доходности должностей российских чиновников. Подобно государственной системе тарификации, которая определяет должность, статус и заработок государственного служащего, разработанная стратификация позволяет определять уровень реальных доходов и благ чиновника с учетом его должности и полномочий, подотчетной ему территории и, соответственно, возможности получать ренту от использования своего служебного положения.

В городе и на селе у чиновников различные возможности для получения гешефта, а потому иной раз оказывается, что секретарша мэра крупного города по своему статусу и материальному положению в несколько раз

выше председателя какого-нибудь сельсовета.

Впрочем нельзя сказать, что у глав сельских администраций нет возможности для «левых» заработков. Это только на первый взгляд у них нет ни привлекательной собственности, ни больших полномочий и им, как будто, нечего распределять и регулировать. Но вот буквально на днях за вымогательство взятки задержаны глава Никоновского сельсовета Московской области Анатолий Попов и его бухгалтер Ирина Колесина. Более полумиллиона рублей они потребовали от директора одной из столичных фирм за выделение земельного участка.

Хотя все познается в сравнении. Вряд ли «скромные» запросы председателя сельсовета удивят костромского губернатора Шершунова, который недавно за счет областного бюджета приобрел себе «мерседес». Служебный «мерседес» Шершунова стоил дотационной Костромской области недостроенной школы, но местные чиновники хором заверяют, что комфорт губернатора для них важнее.

Губернаторы — это вообще отдельный разговор. По своему статусу и материальному положению многие из них давно сравнялись с олигархами национального масштаба. А уж на подведомственной им территории редкий предприниматель отважится выступить против губернаторского всевластия. Скандальные истории Лебедя и Быкова — достаточное тому свидетельство.

Буквально на пятки губернаторам наступает их ближайшее окружение. Так, например, недавно случился скандал в Калининградской области, где Людмила Путина устроила разнос местному губернатору и вычеркнула из программы визита президента в регион местный курорт — Куршс-кую косу. Выяснив, что большинство здешних особняков принадлежит местным чиновникам, первая леди заявила губернатору, что визит президента может закончиться серьезными неприятностями. Причем, поданным местных СМИ, «особнячки» принадлежат вице-губернаторам и другим руководителям администрации области.

Любопытно, что буквально за неделю до этого скандала ударился в бега Сергей Кокая, заместитель главы Зеленоградского района области, на территории которого расположена Куршская коса. В бега Кокая пустился после того, как его помощник был задержан при получении взятки. Один из предпринимателей просил Кокая помочь с получением земельного участка на косе. Свои услуги чиновник оценил в 800 тысяч долларов.

Таким образом, мы подходим к тому, что следующими по уровню доходов вслед за губернаторами и их ближайшим окружением идут руководители муниципального уровня.

Причем основным источником заработка по-прежнему остается распределение, пусть и муниципального, но по сути того же государственного имущества. Поэтому наиболее доходными являются должности, связанные с контролем и распределением собственности. Вот недавно в Ухте (республика Коми) сотрудниками ФСБ была задержана Елена Селезнева, начальник отдела по контролю за использованием муниципальной соб-

ственности, при получении взятки в размере 20 тысяч долларов.

В тот же день на взятке попался мэр города Алатырь в Чувашии Владимир Пахомов, который за 50 тысяч рублей обещал одному из предпринимателей списать долг перед городским бюджетом.

Следующий доходный уровень мздоимства — различные контролирующие органы: административные инспекции, СЭС и т. п. Здесь, конечно, размер взяток не велик, и, как это ни удивительно, их уровень, скажем, в Московской области и где-нибудь в Красноярске почти не отличается. Так, например, в подмосковной Дубне был задержан врач санэпидемстанции при получении взятки в 5000 рублей, и в то же время в Красноярске был задержан другой инспектор СЭС за взятку в 8000 рублей.

Впрочем, как показывают исследования, минимальные ставки поборов на этом уровне компенсируются частотой самих поборов и количеством обираемых. Действительно, не каждому бизнесмену приходится решать свои проблемы на уровне мэра или губернатора. А вот с санэпидемстанцией вынужден общаться практически каждый предприниматель.

В целом, по самым скромным подсчетам фонда «Индем», общая сумма взяток, выплачиваемых предпринимателями российским чиновникам,составляет 33,5 млрд долларов в год, это треть бюджета страны. Минимальные затраты населения на бытовые взятки составляют еще 3 млрд долларов. То есть каждый россиянин ежемесячно тратит на взятки 250 рублей. И это те деньги, которые оседают в карманах отечественных бюрократов, вместо того чтобы идти на развитие российской экономики.


Другие материалы по теме: