Свердловская область: итоги года
Итогом развития Свердловской области в 2003 году стал переход в разряд регионов-реципиентов.
Окончательные итоги экономического развития Свердловской области пока не подведены, однако уже сегодня можно говорить об основных изменениях, произошедших за истекший год.
Бюджет
Одним из результатов функционирования экономики области в 2003 году стало изменение положения Свердловской области среди других субъектов федерации: с 2004 года Свердловская область становится территорией-реципиентом.
Как заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, причиной такого положения является изменение методики по начислению бюджета.
Председатель Комитета Свердловской областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов отмечает, что изменения системы налогообложения, когда большая часть средств концентрируется в федеральном центре, носят негативный характер и не дают развиваться регионам, что и приводит к снижению количества регионов-доноров. «Сегодня выгоднее быть регионом-донором, поскольку это позволяет гибко вести процесс исполнения бюджета. Так как доходы региона-донора превышают его расходы, он имеет возможность направлять средства на капитальные расходы, то есть на новое строительство, капитальный ремонт, приобретение предметов длительного пользования», – говорит Банзаракца Чойнзонов.
«За прошедшие 4 года, если бы все отчисления оставались на постоянном уровне, область имела бы на 20 миллиардов рублей больше, чем фактически имеет. К сожалению, снятие централизованных финансовых ресурсов с каждым годом все больше и больше. Так, в этом году области выделили лишь 33 миллиона рублей из трансфертного фонда», – заявил Эдуард Россель.
Надо отметить, что в начале 2003 года областной бюджет также испытывал нехватку денежных средств. «В прошлом году, когда рассматривался проект областного бюджета, депутаты открыто говорили, что в бюджете по самым скромным подсчетам не хватает около 800 миллионов рублей. Причиной этого было значительное завышение размера предполагаемых доходов. Еще в прошлом году было понятно, что прогнозируемые коэффициенты темпов роста доходов не соответствуют фактическим сборам», – напоминает депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Владимир Крицкий.
Кроме того, в течение года расходы бюджета были увеличены, в первую очередь, в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы.
По мнению аналитиков, эти факторы привели к секвестрированию бюджета области в конце 2003 года.
«При формировании бюджета 2003 года было известно об изменениях в налоговом законодательстве, но, тем не менее, коэффициент роста доходов заложили очень высокий. В 2003 году в сфере материального производства роста фактически не произошло. Однако область не привыкла жить по средствам, она привыкла жить так, чтобы все получалось», – считает Владимир Крицкий.
В итоге бюджет области на 2003 год был секвестрирован на 2,045 миллиарда рублей.
По данным Министерства Финансов Свердловской области, сокращение финансирования коснулось таких статей, как социальная политика (более 35 миллионов рублей), медицинские учреждения области (более 178 миллионов рублей), развитие образования (более 160 миллионов рублей).
По мнению депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, подобные проблемы могут возникнуть и при исполнении областного бюджета в 2004 году, несмотря на то, что первоначальный вариант бюджета Свердловской области на 2004 год претерпел значительные изменения.
«Если оценивать общую доходную часть бюджета, то ее увеличение идет на уровне 1,78%, то есть ниже темпов инфляции. В первую очередь это связано с перераспределением налоговых источников между федеральным центром и региональными бюджетами», – говорит Банзаракца Чойнзонов.
Экономика
В то же время реальный сектор экономики Свердловской области, по заявлениям представителей областного правительства, также испытывает некоторые трудности.
По данным Свердловского областного комитета статистики, в ноябре 2003 года предприятиями Свердловской области произведено промышленной продукции на сумму 27,5 миллиарда рублей. Рост объема производства по сравнению с ноябрем 2002 года составил 11,3%. Увеличился выпуск продукции на предприятиях электроэнергетики на 4%, черной и цветной металлургии – на 3,2% и 16,3% соответственно, машиностроения и металлообработки – на 16,8%, полиграфической – на 20%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – на 25,7%.
Снизилось производство продукции в химической и нефтехимической – на 4,9%, пищевой – на 5,3%, легкой – на 7,3%, топливной – на 8,2%, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – на 13%.
В целом в январе – ноябре 2003 года выпуск промышленной продукции составил 276,3 миллиарда рублей, индекс физического объема к уровню соответствующего периода 2002 года – 108,4%, в том числе по крупным и средним предприятиям – 108,7%.
Несмотря на некоторый рост производства продукции, промышленность, в том числе металлургические предприятия, испытывает нехватку инвестиций. По словам вице-премьера правительства Свердловской области Владимира Молчанова, путь развития уральской металлургии исчерпал себя.
На годовом собрании членов Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области Владимир Молчанов отметил, что наращивание объемов производства на металлургических предприятиях, входящих в такие структуры, как СУАЛ-Холдинг, УГМК-Холдинг и ЕвразХолдинг, возможно только с вводом новых мощностей.
По словам генерального директора УГМК-Холдинга Андрея Козицына, несмотря на наметившийся в последнее время рост производства, выход на принципиально новый технологический уровень требует ежегодно не менее, чем 10-процентного обновления производственных мощностей. «Основным источником инвестиций в техперевооружение должны стать привлеченные долгосрочные кредиты. А для частичного покрытия этих расходов необходимо вернуть налоговую льготу на ту часть прибыли, которая идет на развитие производства», – отметил Андрей Козицын.
Председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев, подводя итоги экономического развития за девять месяцев 2003 года, говорил о тяжелом положении отрасли машиностроения и металлообработки в области. «Во всем мире машиностроение определяет более 50% ВВП, у нас в области этот показатель составляет около 20%. Если мы не решим эту проблему, мы не сможем конкурировать на международном уровне», – заявил он.
По словам Алексея Воробьева, слабым звеном является внедрение научных разработок в производство. Уровень внедрения изобретений в производство в Свердловской области в 6 раз ниже, чем в западных странах. «43% предприятий в машиностроении и металлообработке убыточны, степень износа основных фондов составляет 100%», – сообщил Алексей Воробьев.
Инвестирование в развитие предприятий Свердловской области осуществляется, однако этих вложений недостаточно для удовлетворения насущных потребностей. «Инвестиции являются очень важным элементом для региона. Каждый год объем инвестиций в Свердловскую область удваивается, но даже при таких темпах роста вложений недостаточно», – заявил начальник отдела инвестиций и внешнеэкономической деятельности министерства экономики и труда Свердловской области Владимир Ломовцев.
По словам Владимира Ломовцева, проблема привлечения инвестиций связана не с ресурсной обеспеченностью региона, а, скорее, с неумением использовать преимущества области по сравнению с другими территориями. «Предприятия области обладают особыми конкурентными преимуществами перед другими предприятиями. Свердловская область обладает значительными сырьевыми запасами, высоким кадровым потенциалом. Однако эти преимущества надо реализовывать, что сегодня делается не на всех предприятиях», – отмечает он.
По мнению Владимира Ломовцева, ключевым элементом стратегического роста предприятий области является максимальное снижение административных барьеров. «Кроме того, необходимо создать инструменты, обеспечивающие надежность вложений капитала», – считает начальник отдела инвестиций и внешнеэкономической деятельности министерства экономики и труда Свердловской области.
Состояние экономики не может не сказываться на уровне жизни жителей области. По заявлению председателя областного правительства, средняя зарплата на промышленных предприятиях области составляет 5700 рублей, однако в ряде муниципальных образований она достигает лишь 1,5-3 тысяч рублей, среди них – Верхняя Тура, Серовский, Красноуфимский, Ачитский и другие районы. «Значительная часть населения живет очень бедно, 23% имеют доходы ниже прожиточного минимума, 11% имеют заработную плату 1200 рублей», – отметил Алексей Воробьев.
В Свердловской области наибольшая среди субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, задолженность по заработной плате. По данным Госкомстата РФ, на 1 декабря 2003 года задолженность по заработной плате в Свердловской области составила 1055,7 миллиона рублей, в то время как в Курганской – 235,2 миллиона рублей, в Тюменской – 872,2 миллиона рублей, в Челябинской – 1031 миллион рублей.
Итог
Таким образом, по мнению экспертов, прошедший год сложился для Свердловской области не самым лучшим образом. Это связано как с внутренними параметрами развития области, так и с проводимой в стране реформой межбюджетных отношений. Эти факторы оказали негативное воздействие на состояние экономики в Свердловской области.
Итоги 2003 года, а также динамика показателей развития области за последние несколько лет дают основания полагать, что в текущем 2004 году ситуация останется напряженной.
Окончательные итоги экономического развития Свердловской области пока не подведены, однако уже сегодня можно говорить об основных изменениях, произошедших за истекший год.
Бюджет
Одним из результатов функционирования экономики области в 2003 году стало изменение положения Свердловской области среди других субъектов федерации: с 2004 года Свердловская область становится территорией-реципиентом.
Как заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, причиной такого положения является изменение методики по начислению бюджета.
Председатель Комитета Свердловской областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Банзаракца Чойнзонов отмечает, что изменения системы налогообложения, когда большая часть средств концентрируется в федеральном центре, носят негативный характер и не дают развиваться регионам, что и приводит к снижению количества регионов-доноров. «Сегодня выгоднее быть регионом-донором, поскольку это позволяет гибко вести процесс исполнения бюджета. Так как доходы региона-донора превышают его расходы, он имеет возможность направлять средства на капитальные расходы, то есть на новое строительство, капитальный ремонт, приобретение предметов длительного пользования», – говорит Банзаракца Чойнзонов.
«За прошедшие 4 года, если бы все отчисления оставались на постоянном уровне, область имела бы на 20 миллиардов рублей больше, чем фактически имеет. К сожалению, снятие централизованных финансовых ресурсов с каждым годом все больше и больше. Так, в этом году области выделили лишь 33 миллиона рублей из трансфертного фонда», – заявил Эдуард Россель.
Надо отметить, что в начале 2003 года областной бюджет также испытывал нехватку денежных средств. «В прошлом году, когда рассматривался проект областного бюджета, депутаты открыто говорили, что в бюджете по самым скромным подсчетам не хватает около 800 миллионов рублей. Причиной этого было значительное завышение размера предполагаемых доходов. Еще в прошлом году было понятно, что прогнозируемые коэффициенты темпов роста доходов не соответствуют фактическим сборам», – напоминает депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Владимир Крицкий.
Кроме того, в течение года расходы бюджета были увеличены, в первую очередь, в связи с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы.
По мнению аналитиков, эти факторы привели к секвестрированию бюджета области в конце 2003 года.
«При формировании бюджета 2003 года было известно об изменениях в налоговом законодательстве, но, тем не менее, коэффициент роста доходов заложили очень высокий. В 2003 году в сфере материального производства роста фактически не произошло. Однако область не привыкла жить по средствам, она привыкла жить так, чтобы все получалось», – считает Владимир Крицкий.
В итоге бюджет области на 2003 год был секвестрирован на 2,045 миллиарда рублей.
По данным Министерства Финансов Свердловской области, сокращение финансирования коснулось таких статей, как социальная политика (более 35 миллионов рублей), медицинские учреждения области (более 178 миллионов рублей), развитие образования (более 160 миллионов рублей).
По мнению депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, подобные проблемы могут возникнуть и при исполнении областного бюджета в 2004 году, несмотря на то, что первоначальный вариант бюджета Свердловской области на 2004 год претерпел значительные изменения.
«Если оценивать общую доходную часть бюджета, то ее увеличение идет на уровне 1,78%, то есть ниже темпов инфляции. В первую очередь это связано с перераспределением налоговых источников между федеральным центром и региональными бюджетами», – говорит Банзаракца Чойнзонов.
Экономика
В то же время реальный сектор экономики Свердловской области, по заявлениям представителей областного правительства, также испытывает некоторые трудности.
По данным Свердловского областного комитета статистики, в ноябре 2003 года предприятиями Свердловской области произведено промышленной продукции на сумму 27,5 миллиарда рублей. Рост объема производства по сравнению с ноябрем 2002 года составил 11,3%. Увеличился выпуск продукции на предприятиях электроэнергетики на 4%, черной и цветной металлургии – на 3,2% и 16,3% соответственно, машиностроения и металлообработки – на 16,8%, полиграфической – на 20%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – на 25,7%.
Снизилось производство продукции в химической и нефтехимической – на 4,9%, пищевой – на 5,3%, легкой – на 7,3%, топливной – на 8,2%, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – на 13%.
В целом в январе – ноябре 2003 года выпуск промышленной продукции составил 276,3 миллиарда рублей, индекс физического объема к уровню соответствующего периода 2002 года – 108,4%, в том числе по крупным и средним предприятиям – 108,7%.
Несмотря на некоторый рост производства продукции, промышленность, в том числе металлургические предприятия, испытывает нехватку инвестиций. По словам вице-премьера правительства Свердловской области Владимира Молчанова, путь развития уральской металлургии исчерпал себя.
На годовом собрании членов Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области Владимир Молчанов отметил, что наращивание объемов производства на металлургических предприятиях, входящих в такие структуры, как СУАЛ-Холдинг, УГМК-Холдинг и ЕвразХолдинг, возможно только с вводом новых мощностей.
По словам генерального директора УГМК-Холдинга Андрея Козицына, несмотря на наметившийся в последнее время рост производства, выход на принципиально новый технологический уровень требует ежегодно не менее, чем 10-процентного обновления производственных мощностей. «Основным источником инвестиций в техперевооружение должны стать привлеченные долгосрочные кредиты. А для частичного покрытия этих расходов необходимо вернуть налоговую льготу на ту часть прибыли, которая идет на развитие производства», – отметил Андрей Козицын.
Председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев, подводя итоги экономического развития за девять месяцев 2003 года, говорил о тяжелом положении отрасли машиностроения и металлообработки в области. «Во всем мире машиностроение определяет более 50% ВВП, у нас в области этот показатель составляет около 20%. Если мы не решим эту проблему, мы не сможем конкурировать на международном уровне», – заявил он.
По словам Алексея Воробьева, слабым звеном является внедрение научных разработок в производство. Уровень внедрения изобретений в производство в Свердловской области в 6 раз ниже, чем в западных странах. «43% предприятий в машиностроении и металлообработке убыточны, степень износа основных фондов составляет 100%», – сообщил Алексей Воробьев.
Инвестирование в развитие предприятий Свердловской области осуществляется, однако этих вложений недостаточно для удовлетворения насущных потребностей. «Инвестиции являются очень важным элементом для региона. Каждый год объем инвестиций в Свердловскую область удваивается, но даже при таких темпах роста вложений недостаточно», – заявил начальник отдела инвестиций и внешнеэкономической деятельности министерства экономики и труда Свердловской области Владимир Ломовцев.
По словам Владимира Ломовцева, проблема привлечения инвестиций связана не с ресурсной обеспеченностью региона, а, скорее, с неумением использовать преимущества области по сравнению с другими территориями. «Предприятия области обладают особыми конкурентными преимуществами перед другими предприятиями. Свердловская область обладает значительными сырьевыми запасами, высоким кадровым потенциалом. Однако эти преимущества надо реализовывать, что сегодня делается не на всех предприятиях», – отмечает он.
По мнению Владимира Ломовцева, ключевым элементом стратегического роста предприятий области является максимальное снижение административных барьеров. «Кроме того, необходимо создать инструменты, обеспечивающие надежность вложений капитала», – считает начальник отдела инвестиций и внешнеэкономической деятельности министерства экономики и труда Свердловской области.
Состояние экономики не может не сказываться на уровне жизни жителей области. По заявлению председателя областного правительства, средняя зарплата на промышленных предприятиях области составляет 5700 рублей, однако в ряде муниципальных образований она достигает лишь 1,5-3 тысяч рублей, среди них – Верхняя Тура, Серовский, Красноуфимский, Ачитский и другие районы. «Значительная часть населения живет очень бедно, 23% имеют доходы ниже прожиточного минимума, 11% имеют заработную плату 1200 рублей», – отметил Алексей Воробьев.
В Свердловской области наибольшая среди субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, задолженность по заработной плате. По данным Госкомстата РФ, на 1 декабря 2003 года задолженность по заработной плате в Свердловской области составила 1055,7 миллиона рублей, в то время как в Курганской – 235,2 миллиона рублей, в Тюменской – 872,2 миллиона рублей, в Челябинской – 1031 миллион рублей.
Итог
Таким образом, по мнению экспертов, прошедший год сложился для Свердловской области не самым лучшим образом. Это связано как с внутренними параметрами развития области, так и с проводимой в стране реформой межбюджетных отношений. Эти факторы оказали негативное воздействие на состояние экономики в Свердловской области.
Итоги 2003 года, а также динамика показателей развития области за последние несколько лет дают основания полагать, что в текущем 2004 году ситуация останется напряженной.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Начальник отдела инвестиций и внешнеэкономической деятельности министерства ...
- Председатель Комитета областной Думы по экономической политике, бюджету, фи ...
- Председатель Комитета областной Думы по экономической политике, бюджету, фи ...
- Вице-премьер правительства Свердловской области Владимир Молчанов: Путь раз ...
- В ноябре 2003 года предприятиями Свердловской области произведено промышлен ...