Бизнес и власть: конфликты на личном уровне

Противостояние бизнеса и власти в Свердловской области начинает принимать форму личного конфликта.

В тех или иных формах противостояние бизнес-элит и правительства Свердловской области наблюдалось на всем протяжении существования современной политической системы на Урале. Крупные предприниматели, интересы которых кардинально расходились с политикой, проводимой областной властью, нередко вступали с правительством в скрытую экономическую или политическую конфронтацию по самым различным вопросам. Недовольство действиями областной власти в разное время и с различным результатом выражали и представители металлургической отрасли, руководители крупных торговых сетей, и члены других бизнес-сообществ.

Анализ данных конфликтов показывает, что взаимопонимание между предпринимателями и правительством отсутствует как по вопросам областного законодательства, регулирующего отношения между субъектами предпринимательской деятельности, так и по вопросам правомерности некоторых действий правительства Свердловской области, касающихся отношений собственности и границ вмешательства в эти отношения представителей государственной власти.

Однако до последнего времени существующие противоречия между правительством и бизнесом, как правило, решались в рамках политических и экономических форм противостояния, кульминацией которых становилась борьба лоббистских групп в самом правительстве или в Законодательном собрании, особенно накануне принятия бюджета области или таких важных законодательных актов, как предложенный Эдуардом Росселем закон о «нравственном налоге». До последнего времени конфронтация между предпринимателями и областным правительством не принимала форму открытого противостояния, и уж тем более негативная оценка деятельности существующего правительства не переходила в персональные обвинения конкретных чиновников.

Но в конце прошлого года, после появления в средствах массовой информации довольно резких заявлений председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимира Фролова в адрес министра экономики и труда Свердловской области Галины Ковалевой, противостояние между бизнесом и властью впервые приняло форму личной конфронтации бизнесмена и чиновника подобного уровня.

Конфликт

С критическими замечаниями в адрес правительства Свердловской области председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов выступает достаточно давно, и все они, как правило, обоснованы. Следует вспомнить, что уже летом прошлого года на заседании «круглого стола», посвященного проблемам вступления России во ВТО, Владимир Фролов фактически обвинил областные власти в уклонении от поддержки предприятий в их подготовке к вступлению в эту организацию, заявив, что «правительство Свердловской области очень часто действует разрушительно в отношении регионального бизнеса». Это заявление банкира нашло отклик среди предпринимателей.

Более того, в своих выступлениях он не раз указывал на то, что конкретные люди в областном министерстве экономики и труда мешают налаживать диалог между властью и бизнесом. Так, по словам председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимира Фролова, от бизнесменов области поступало предложение установить в 2003 году двойную ставку налога с продаж по наличному и безналичному обороту. Это привело бы к улучшению жизни населения из-за снижения цен, к увеличению на 30-50% пассивов банков. «Проект был согласован в ряде инстанций, однако не был поддержан в министерстве экономики Свердловской области», – заявил Владимир Фролов.

Председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов указывал на абсолютное непонимание правительством ситуации в экономике и на нежелание проводить действия, позволяющие нормально развиваться бизнесу, в частности, банковскому сектору. «Правительство Свердловской области считает, что казино – это более важный сектор экономики, чем банковский. На сегодняшний день в Свердловской области ставка арендной платы за земельный участок для банков превышает ставку многих объектов других секторов экономики. В частности, сегодня на территории Екатеринбурга ставка для досуго-развлекательных центров в 12 раз больше базовой ставки, а для банков эта ставка превышает базовую ставку в 18 раз, в Нижнем Тагиле – в 30», – заявлял Владимир Фролов.

По его словам, из этого следует, что «из банковской сферы уходят те средства, которые банки могли бы потратить на свое развитие».

В конце 2003 года председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов назвал лицо, которое, по его мнению, несет персональную ответственность за недоработки в деятельности правительства и регулярно возникающие конфликты областной власти с бизнес-сообществом. По словам председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна», таким человеком является министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. «Меня ужасно огорчило, что Галина Ковалева осталась членом правительства области. Я оцениваю ее работу в предыдущем правительстве негативно», – заявлял Владимир Фролов.

Судя по его высказываниям, для председателя Совета директоров банка «Северная казна», деятельность министра экономики и труда Свердловской области является одной из основных причин отсутствия взаимопонимания между бизнесом и властью. В своем интервью одному из печатных изданий Урала Владимир Фролов заявил: «Галина Ковалева не просто тормозит – она разрушает».

При этом председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов заявил: «На это место можно найти гигантское количество людей, которые бы удачно работали. В каждой финансово-промышленной группе есть великолепные специалисты, которые могут блестяще управлять экономикой. В УГМК есть профессионалы, в СУАЛе есть Рустам Маматов, руководитель Меткомбанка. Я могу назвать несколько десятков человек, которые бы делали это очень профессионально. Но, к сожалению, посадили человека, не умеющего управлять экономикой».

И до этого бизнесмены в частных беседах отмечали, что именно позиция министра экономики и труда по ряду ключевых для бизнеса вопросов является одной из наиболее частых причин недовольства со стороны экономических элит. Однако до последнего времени личные и профессиональные качества министра никогда не становились предметом для публичного обсуждения.

Председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов стал первым и единственным, кто сделал свои замечания по этому поводу достоянием гласности, тем самым переведя конфликт на персональный уровень. До последнего времени Галина Ковалева не отвечала на выпады со стороны Владимира Фролова, не комментировала конфликт.

Тем не менее, губернатор Свердловской области Эдуард Россель во время своей пресс-конференции был вынужден ответить на вопрос журналистов относительно данного конфликта: «Наверное, у председателя Совета директоров банка «Северная казна» Владимира Фролова и министра экономики и труда Свердловской области Галины Ковалевой возник конфликт. Возможно, Владимир Фролов хотел провести какую-нибудь экономическую идею, а Галина Ковалева не дала ему возможность это сделать. В тоже время я высоко ценю Ковалеву, она является высококвалифицированным экономистом».

Между тем, вероятно, следует полагать, что у областного министра экономики и труда также есть своя позиция относительно высказываний Владимира Фролова. Более того, ряд наблюдений позволяет предположить, что Галина Ковалева рано или поздно предпримет ответные меры по отношению к своему оппоненту, и вполне возможно, ответ будет произведен в более привычной для нее области экономики, вернее – в сфере государственного управления экономическими процессами.

Вывод

Сложно говорить о том, что побудило председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимира Фролова к началу эмоционально окрашенной кампании, направленной лично против областного министра экономики и труда. Вполне возможно, что его действия согласованы с некоей консолидированной группой предпринимателей, и в данном случае Владимир Фролов идет, так сказать, «на амбразуру», ощущая за спиной их поддержку. С другой стороны, вполне возможно, что борьба с Галиной Ковалевой как «разрушителем бизнеса» может стать хорошей идеей для реализации политических планов ряда крупных предпринимателей.

Так или иначе, причины, побудившие публичные демарши председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Фролова, были очень серьезными и, скорее всего, лежали в области бизнеса, так как последствия от перевода экономического конфликта в плоскость межличностных отношений могут быть самыми непредсказуемыми.

С одной стороны, его публичные заявления, конечно, еще раз продемонстрировали давно существующие противоречия между интересами развивающегося правительства области и бизнес-сообщества.

С другой стороны, по мнению экспертов, после столь эмоционально окрашенного демарша Фролова примирение между ним и Ковалевой практически невозможно.

Для председателя Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимира Фролова попытки конструктивного диалога с областным министром экономики и труда будут означать признание слабости своих позиций и станут признаком его хотя бы частичной зависимости от областных властей. Для Ковалевой компромисс или сдача позиций еще менее возможна: любые её шаги в данном направлении однозначно будут рассматриваться бизнес-сообществом как ослабление влияния министра. Это, в свою очередь, может быть воспринято как сигнал, который будет означать, что любой крупный бизнесмен, обладающий достаточными средствами для того, чтобы развернуть массированную компанию в прессе против того или иного чиновника областного правительства, сможет оказывать давление на областную власть, чего ни Ковалева, ни другие члены правительства области не могут допустить.

Кроме того, существует и имиджевая сторона конфликта, в котором ни одна из сторон не захочет «потерять лицо», уступив оппоненту.

Таким образом, можно предположить, что противостояние между председателем Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимиром Фроловым и областным министром экономики и труда Галиной Ковалевой может закончиться только поражением одного из них: либо Владимир Фролов, используя все имеющиеся у него ресурсы и вступив в альянс с определенными политическим силами, в том числе и в самом правительстве, сможет добиться отставки Ковалевой или значительного уменьшения её влияния на экономическую жизнь области, либо Ковалева сможет добиться «капитуляции» Фролова или вынудить его покинуть бизнес-пространство Свердловской области. Впрочем, возможен и третий вариант: не исключено, что Галина Ковалева и в дальнейшем просто не будет замечать действий и высказываний Владимира Фролова, оставляя их «на совести последнего». Примером может служить реакция председателя правительства Свердловской области Алексея Воробьева на обвинения Павла Федулева в причастности к захвату завода «Химмаш».


Другие материалы по теме: