Схватка за спиной Росселя

Политические и экономические элиты Свердловской области в очередной раз начали поиск преемника для Эдуарда Росселя.

Очевидное ослабление позиций Эдуарда Росселя в сфере непосредственного управления областью становится все более явным. За последние 4 месяца 2003 года губернатор провел в 4 предвыборных и обычных отпусках 90 дней из 122. В начале 2004 года он вновь ушел в отпуск, да этот раз – до 14 марта. На протяжении всего этого времени губернатор фактически не руководил регионом. Вместо него это делали совсем другие люди.

Складывается впечатление, что исполнение своих непосредственных обязанностей все больше и больше тяготит губернатора. Это заставляет возрастающее количество представителей региональных политических и экономических элит внимательно присматриваться к происходящим в области процессам в поисках того человека, который сможет сменить Эдуарда Росселя на его высоком посту.

Алексей Воробьев

Председатель областного правительства Алексей Воробьев, официально – второе лицо во властной иерархии области, уже несколько лет с разной степенью активности позиционирует себя в качестве «преемника» Эдуарда Росселя. На первый взгляд может показаться, что именно Алексей Воробьев является главным претендентом на место Росселя: этому должен способствовать и его высокий статус, и подконтрольный ему административный ресурс, и имеющийся у него опыт руководящей работы – именно Воробьев фактически управляет областью во время отпусков губернатора. Однако эксперты отмечают, что сама по себе фигура Воробьева для роли преемника выбрана крайне неудачно.

Прежде всего, следует отметить, что у председателя областного правительства нет сплоченной и эффективной команды управленцев, он находится в достаточно сложных отношениях с целым рядом региональных и федеральных элит. Кроме того, по мнению большинства наблюдателей, Воробьев тотально нехаризматичен, а его политическое окружение раз за разом демонстрирует полную неспособность к публичной политической борьбе. Одним из немногих козырей Алексея Воробьева и его сторонников в структурах исполнительной власти является умение вести аппаратную борьбу, эффективность которой показали последние перестановки в губернаторской администрации.

Из сильных сторон Алексея Воробьева наблюдатели традиционно выделяют только его председательство в избирательных штабах Владимира Путина. Алексей Воробьев уже второй раз занимает этот почетный пост, что может служить достаточно сильным козырем при переговорах с Москвой. Но реальная политическая значимость этой должности относительно невелика, и если взглянуть на дело непредвзятым взглядом, то легко обнаружить, что нет никаких объективных оснований приписывать высокие проценты Владимира Путина усилиям Алексея Воробьева. Кроме того, эксперты отмечают, что, судя по текущей кампании, явка на президентских выборах в Свердловской области окажется невысокой, а результаты по региону вряд ли будут лучше, чем у соседей, что также не самым положительным образом отразится на положении Воробьева.

Более того, среди экспертов-политологов бытует мнение, что все существующие в обществе представления о роли и месте Алексея Воробьева искусственно преувеличены и сформированы его окружением. Первый этап борьбы за кресло Росселя был начат окружением Воробьева еще в 2000 году и достиг пика летом 2001 года. Но потом, из-за приснопамятного скандала с газетой «Д.С.П», а также в силу ряда внутренних причин, кампания была свернута, а медиа-холдинг, сформированный под раскрутку, фактически самоликвидировался.

Прошедшие годы ничего не изменили в позициях Алексея Воробьева. Наблюдатели полагают, что единственной причиной изменения ситуации и новой попытки выдвижения Воробьева является существенное ослабление Эдуарда Росселя. Патриарх современной российской политики, занимающий свой пост чуть ли не с советских времен, все меньше вписывается в быстро меняющуюся современную действительность, существующую уже по совершенно иным правилам и законам. В этой ситуации областное чиновничество все чаще поглядывает на своего фактического руководителя в надежде на сохранение своих постов в случае смены власти. Учитывая упомянутый выше фактор отсутствия у Воробьева своей команды и его генетическую связь с бюрократическим аппаратом, эти надежды сложно назвать совершенно необоснованными.

Но все же, главной проблемой Алексея Воробьева является его безынициативность и боязнь выйти вперед. Пока Эдуард Россель, ослепленный своим окружением, продолжает настаивать на том, что и следующий губернаторский срок останется за ним, Алексей Воробьев принципиально держится на втором плане, уходя от прямой кампании по своему избранию. Подобная тактика может кончиться лишь одним: уходом Алексея Воробьева вслед за его патроном Эдуардом Росселем.

Валерий Язев

Крупный предприниматель, депутат Государственной Думы Валерий Язев – один из самых давних претендентов на пост губернатора. Первые намеки на то, что он может включиться в борьбу за пост главы области, были им даны еще в 1998 году. Но, несмотря на имеющиеся у него возможности и значительные ресурсы, и в 1999, и в 2003 году Валерий Афанасьевич от самостоятельного участия в кампаниях в качестве кандидата отказался, предпочитая поддерживать Эдуарда Росселя.

Тем не менее, за последний год Язев не только не потерял былого влияния на политические процессы в Свердловской области, но и упрочил свое положение как на региональной, так и на федеральной политической сцене. Межрегиональный координационный совет партии «Единая Россия» по УрФО, который Валерий Афанасьевич возглавляет на протяжении нескольких лет, в последние месяцы вновь начал набирать вес в качестве центра политического влияния, постепенно увеличивая свое влияние на все региональные партийные ячейки. В декабре Язев без особого труда переизбрался в Государственную Думу по Нижнетагильскому округу. Сейчас ему удалось встать во главе одного из важнейших думских комитетов – Комитета по энергетике, транспорту и связи, курирующего в том числе и нефтяную, и газовую отрасли России, благодаря чему, по мнению наблюдателей, материальные ресурсы, которые контролирует этот предприниматель, стали значительно выходить за пределы принадлежащей ему корпорации «ЯВА». Все вышеизложенное делает Язева весьма заметным персонажем в глазах Москвы – куда более заметным, чем тот же Алексей Воробьев.

Однако именно в этом, по мнению экспертов, и заключается главная проблема Валерия Язева: он больше известен в Москве, чем в Свердловской области. Рядовые жители области за пределами Нижнетагильского округа просто не знают такого человека, его фамилия и лицо им ни о чем не говорят.

Впрочем, известность в федеральных кругах и, прежде всего, в Москве может оказаться весьма полезной, если витающая в некоторых сферах идея о назначении губернаторов президентом будет реализована. Тогда Язев вполне может рассчитывать на успех и лоббистскую поддержку со стороны множества персонажей московской политической «тусовки».

Таким образом, плюсы Валерия Язева очевидны: он обладает значительными финансовыми ресурсами и является авторитетным деральным политиком (с точки зрения Москвы, а не уральского обывателя), видным функционером правящей партии. Кроме того, он в достаточной степени интегрирован в областную политическую структуру и не вызывает у нее отторжения.

Проблем у этого потенциального претендента гораздо меньше, но они фундаментальные: во-первых, все его расчеты строятся на гипотетической «назначаемости» губернаторов. И даже в этом случае его перспективы не так уж лучезарны: по мнению ряда наблюдателей, в Москве достаточно влиятельных людей, которым подобное развитие событий не интересно. Во-вторых, он весьма специфический человек, и его возможности как публичного политика довольно спорны, а в плане харизматичности он не намного превосходит Алексея Воробьева, что, по мнению экспертов, практически исключает возможность его победы на губернаторских выборах.

Кроме того, последние действия Язева, которого ряд СМИ уже начал позиционировать в качестве возможного претендента на губернаторское кресло, указывают на то, что депутату, похоже, изменила выдержка, и он раньше времени включился в еще не начавшуюся губернаторскую гонку, то есть перешел к открытой конфронтации с Эдуардом Росселем.

Эдуард Россель

Именно Эдуарда Росселя большинство аналитиков считают главным препятствием на пути Алексея Воробьева и Валерия Язева к губернаторскому креслу. Ведь, судя по его последним заявлениям, он по-прежнему считает себя и только себя единственно возможным губернатором Свердловской области. Так, в одном из недавних выступлений он прямо заявил, что не собирается досрочно складывать с себя полномочия, а будет «служить на благо Свердловской области всю свою жизнь». Ряд экспертов предполагает, что эти слова можно истолковать в том смысле, что Эдуард Россель всерьез задумался о четвертом губернаторском сроке (по конституции нынешний срок губернатора считается первым, и он имеет право на второй).

Активность Эдуарда Росселя волнообразна, и за невероятными спадами следуют её всплески. В случае, если Россель почувствует, что за его спиной идет какая-то игра, он без сомнения сделает все, чтобы разрушить планы оппонентов. И если для Валерия Язева активность Росселя опасна только в плане гипотетической возможности «сдачи» области Воробьеву, на которую тот, очевидно, рассчитывает, то для Алексея Воробьева желание Росселя избавиться от возможного оппонента за своей спиной может обернуться карьерным крахом и преждевременным уходом с политической сцены.


Другие материалы по теме: