Отраслевые банки приходят на Урал

6 апреля 2001 (13:45)

В марте в Екатеринбурге открылся филиал Транскредитбанка. Казалось бы, рынок банковских услуг Свердловской области и так переполнен кредитными учреждениями, конкуренция за клиентов острейшая. И непонятно, чем особенным новый банк может привлечь клиентов. Однако цель открытия филиала Транскредитбанка, по некоторым данным, несколько иная.

Транскредитбанк аналитики связывают с Министерством путей сообщения России, одной из крупнейших естественных монополий страны.

По некоторым данным, руководство МПС решило сосредоточить все финансовые потоки предприятий МПС в подконтрольных ему банках, чтобы усилить контроль за движением финансовых потоков ведомственных структур и, соответственно, усилить общую зависимость их от центра. По мнению ряда экспертов, это решение вполне укладывается в общую логику развития российской экономики на данном этапе. Создание мощных общероссийских вертикально интегрированных холдингов неизбежно должно привести к замыканию внутрихолдинговых финансовых потоков на «свои» банковские структуры. Существует мнение, что в конечном итоге банковская система России на новом уровне повторит начальный этап своего развития: в конце 80-х — начале 90-х годов в СССР создавались отраслевые банки. Но если в перестроечное время это происходило с учетом сложившихся за десятилетия плановой экономики систем взаимодействия, то новейшие отраслевые банки создаются на основе опыта последних, особенно послекризисных лет. В этом их сила, но здесь же кроется и большая проблема для тех банков, которые в настоящее время работают со счетами вертикально интегрированных холдингов. Перевод этих счетов ставит целый ряд региональных банков в достаточно сложное положение.

В качестве банка для Свердловской железной дороги был выбран именно Транскредитбанк (у МПС есть и другие банки, в которых он присутствует). Но, как мы знаем, СЖД на данный момент в Екатеринбурге является не только одним из крупнейших клиентов Уралтрансбанка

, но и участником банка (владеет долей в УК). Интересы СЖД в Совете директоров Уралтрансбанка представляют Гредин А. Л. (первый зам. начальника СЖД) и Ефимов А. Б. (зам. начальника дороги, начальник финансовой службы СЖД). Отметим в этой связи, что начальник Свердловской железной дороги входит в Совет директоров Транскредитбанка, кроме него из руководителей региональных структур МПС там присутствует и начальник Московской железной дороги Фадеев.

И вот совсем недавно по информации некоторых источников начался перевод денежных средств СЖД со счетов в Уралтрансбанке на счета в филиале Транскредитбанка. Структуры МПС сохранили высокий уровень дисциплины, поэтому процесс перевода счетов начался организованно и интенсивно. Вместе с тем, информация о переводе денежных средств со счетов УТБ в филиал Транскредитбанка пока достаточно противоречивая. Так, в интервью агентству УралБинзесКонсалтинг представители руководства местного отделения Транскредитбанка заявили, что в ближайшее время счета Свердловской железной дороги будут переведены из Уралтрансбанка в новую кредитную организацию — структурное подразделение МПС России на Урале — Екатеринбургское отделение Транскредитбанка. Как сообщили агентству УрБК в том же интервью, на данный момент ряд подразделений железной дороги уже перевел счета из Уралтрансбанка и обслуживается в Транскредитбанке.

В то же время представители Уралтрансбанка заявили агентству УрБК, что «все операции со счетами Свердловской железной дороги проводятся в прежнем объеме».

Трудно сказать, чем происходящее обернется для УТБ. Хотя СЖД и является крупным предприятием, но оно предприятие государственное, а таковые, как известно, редко держат значительные суммы на расчетных счетах. И, тем не менее, можно предположить, что произойдет снижение клиентской базы и размера кредитного портфеля УТБ, поскольку предприятия СЖД выступают и заемщиками, то есть нельзя исключить, что в ближайшем будущем может произойти сокращение активов Уралтрансбанка.

Новый банк

Также остается открытым вопрос о том, будет ли СЖД продавать свою долю в УТБ и выйдет ли из участия в его капитале. Сейчас даже трудно предположить, кто будет возможным покупателем, если Свердловская железная дорога решит продать свою долю.

Таким образом, историю вокруг вывода счетов Свердловской железной дороги из Уралтрансбанка можно рассматривать как типичную для нового времени. В этом смысле интересен и Транскредитбанк как пример отраслевого банка нового типа.

Открытое Акционерное Общество «ТрансКредитБанк» основано в сентябре 1992 г. рядом крупных промышленных предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов с целью предоставления банковских услуг реальному сектору экономики. В 1999 г. крупнейшими акционерами банка стали предприятия железнодорожной отрасли, с тех пор о нем стали говорить как о банке МПС, банке Аксененко.

Банк имеет генеральную лицензию ЦБ РФ №2142 от 24 февраля 1997 г., лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг №000-02276-111400 от 30 декабря 1999 г., лицензии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Банк является членом Ассоциации Российских Банков (АРБ), действительным членом Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), членом Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), членом Сообщества всемирных межбанковских финансовых коммуникаций (SWIFT), действительным членом платежных систем VISA International и EUROPAY International.

Головной офис банка находится в Москве, есть филиалы в Челябинске, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде, Ярославле, а теперь и в Екатеринбурге.

Суммарные активы банка на 1 января 2001 г. составляли более 7 млрд руб., значительные доли приходятся на кредитный портфель (примерно 50% совокупных активов), причем основными заемщиками выступают коммерческие предприятия, находящиеся в федеральной собственности (почти 70% кредитного портфеля). Кредиты же частным организациям занимают всего 20% кредитного портфеля.

Уставный капитал банка на 01.01.01 г. составляет 1 058 400 тыс. руб., то есть банк по общероссийским меркам крупный. Капитал разделен на акции, основными владельцами акций банка являются

– государственное Предприятие по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта МПС Российской Федерации (Москва) — доля 15,6%;

– государственное учреждение Кредитно-финансовый центр Министерства путей сообщения Российской Федерации (Москва) — доля 19,96%;

– государственное учреждение Центр контроля и оказания аудиторских услуг МПС России (Москва) — доля 19,71%;

– государственное унитарное предприятие Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки Министерства путей сообщения Российской Федерации (Москва) — доля 19,71%.

Таким образом, если сосчитать долю предприятий МПС в УК банка, то получится примерно 74,98%, а этого вполне достаточно, чтобы контролировать банк полностью.

В состав Совета директоров входят

Головин С. Д. — финансовый директор ЗАО «Группа ЕАМ»;

Клип К. Э. — первый вице-президент Транскредитбанка;

Колесников Б. Н. — начальник Свердловской железной дороги;

Платонов О. А. — начальник ГУ «Кредитно-финансовый центр Министерства Путей Сообщения России»;

Смирнов А. К. — генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Инвестиционный банкирский дом «Финансы и промышленность»;

Фадеев Г. М. — начальник Московской железной дороги, Председатель Совета директоров;

Шаповаленко К. Г. — президент ЗАО «Транстелеком».

Банк участвует в капитале трех региональных банков:

ОАО «Межрегиональный транспортный коммерческий банк» (Ростов-на-Дону) — доля 28,57%;

ОАО «Читинский промышленно-строительный банк» (Чита) — доля 75%;

ОАО Межрегиональный Акционерный Банк «Юго-Восток» (Воронеж) — доля 75%.

Что будет с УТБ?

Итак, серьезные намерения Транскредитбанка в отношении СЖД как крупного клиента не вызывают сомнения. На наш взгляд, СЖД заинтересована в переводе всех своих потоков в новый банк, специализирующийся на обслуживании предприятий железной дороги. Банк работает с этой отраслью очень давно, и опыт в этой области у него солидный. Обычно отраслевые банки хорошо понимают проблемы клиентов и помогают их решить.

Как может сказаться вывод счетов СЖД в Транскредитбанк, предположить несложно. При неблагоприятном развитии ситуации (реструктуризация РАО ЕЭС и, как следствие, Свердловэнерго, сужение маржи при дальнейшем снижении ставки рефинансирования, уход части клиентов) может произойти значительное снижение оборотов по счетам Уралтрансбанка и снижение массы прибыли. В принципе при достаточной диверсификации пассивов, когда банк занимается не только расчетными операциями, но и привлечением средств населения, депозитов юридических лиц, а также выпуском векселей да еще и со значительным размером капитала, ему не страшен ни один кризис. Если только его активы находятся «в порядке». Однако, если вернуться к ситуации с СЖД, то можно констатировать, что Уралтрансбанк покидает крупный клиент, у него сокращается ресурсная база и, соответственно, активы, а это может привести к сокращению и объемов операций.

Сегодня эксперты полагают, что если Уралтрансбанк будет проводить последовательную и грамотную политику привлечения клиентов, то у него есть все шансы восстановить и даже преумножить свою ресурсную базу. Тем не менее, если учесть острейшую конкуренцию на рынке банковских услуг, можно предположить, что быстро восстановить ресурсную базу Уралтрансбанку не удастся.


Другие материалы по теме: