Аркадий Чернецкий: победа на своем поле

Избрание Якова Силина председателем новой екатеринбургской Городской Думы стало еще одним подтверждением того, что областные политические структуры не в состоянии хоть что-нибудь изменить в ситуации с городом. Глава областного центра вновь доказал всем: Екатеринбург контролируется его командой как экономически, так и политически.

Избрание Якова Силина тем более показательно, что личная роль Якова Петровича здесь довольно скромна. Пока его избрание не было взято под жесткий контроль городским руководством, он дважды проиграл выборы в своем «родном» Железнодорожном районе. Но стоило подключить административные рычаги — и он не только с первого раза прошел в новом для себя Чкаловском районе, но и с первого же раза был избран спикером новой Думы, развеяв последние надежды на длительные кулуарные переговоры, в ходе которых можно было хоть что-то изменить.

В чем же дело, почему многократные довыборы закончились тем, что в очередной раз контроль над Думой оказался в руках Аркадия Чернецкого?

Ресурсы и дисциплина

Основные причины фактической победы Аркадия Чернецкого — ресурсы и высокая дисциплина аппаратов городской и районных администраций. Обсуждение законности и моральной обоснованности использования административного ресурса не имеет смысла: он все равно будет использован. Во время выборов губернатора области в 1999 г. пресловутый административный ресурс использовался столь широко, что даже поднимать эту тему было как-то неудобно. Стоит ли удивляться, что проиграв схватку с эшелонированным административным ресурсом губернатора в области, глава Екатеринбурга, не стесняясь, воспользовался им для защиты своих интересов во время выборов главы города, а затем для успешного ведения кампании во всех последующих выборах?

Еще одна причина победы Чернецкого — характерная для оппонентов городской администрации разобщенность и кадровая всеядность. Только в итоге голосования в Городской Думе выяснилось, что многие из тех, кого зачислили в ряды «антимэрской оппозиции», сами себя к таковой не относят. Более того, теперь можно с большой долей уверенности сказать, что взаимодействие с новой Думой не станет проблемой для городской администрации.

Особенности кадровой политики

Политические структуры области раз за разом повторяют кадровую ошибку. Людей подбирают по достаточно субъективным признакам, не учитывая совокупности их экономических интересов. В то же время не секрет, что любой коммерсант, живущий и работающий в городе и не планирующий свертывать свой бизнес, не пойдет на противостояние с городской администрацией. Дело даже не в пресловутой проблеме землеотводов, налогов и прочего. Как бы ни складывалась ситуация дальше, у муниципальной власти в любом случае останется достаточно рычагов влияния на бизнесменов, работающих в городе.

Тем не менее любого, намекнувшего политическим эмиссарам «Белого дома» о своей лояльности, там сразу же причисляли к «своим». Не стоит забывать и тот факт, что большинство населения Екатеринбурга от выборов к выборам следовало негласному лозунгу: «Россель — губернатор, Чернецкий — мэр», предполагающему, что для того, чтобы не стало хуже, необходимо предоставить губернатору свободу действий на областном уровне, а мэру, соответственно, в городе. Бороться с этим стереотипом крайне сложно, и уж тем более невозможно переломить эту устоявшуюся логическую схему в условиях нескоординированной избирательной кампании.

Команда же городского главы подбирает кандидатов в свои ряды совсем по другому принципу. Ценится не способность лично профинансировать свою кампанию (именно это, похоже, является одним из главных принципов формирования списка кандидатов, явно или неявно поддерживаемых областным правительством), а перспективность в плане дальнейшей совместной работы с администрацией.

В итоге первое же принципиальное голосование показало: команда главы Екатеринбурга выступила слаженно и организованно, почти демонстративно «протащив» через уже объявленную «оппозиционной» Думу кандидатуру Якова Силина. То есть городские власти с легкостью решили важнейший вопрос муниципального самоуправления: кто будет руководить Думой, кому будет подчиняться ее аппарат и как будут проводиться все решения.

Кто виноват

Фактически случилось то, о чем эксперты говорили еще после губернаторских выборов: серьезные средства, выделенные и использованные окружением губернатора для нейтрализации политического влияния Аркадия Чернецкого, оказались потраченными впустую. Аркадий Чернецкий сохранил свое влияние в городской администрации, в Городской Думе и в Думе Областной (где спикером остается Евгений Порунов, избранный по спискам НДНГ).

Перспективы развития политической ситуации в городе достаточно понятны: пришедшие в Думу «оппозиционные» кандидаты или будут вынуждены пойти на компромисс с городской администрацией или им придется фактически самоустраниться от работы в Думе. Вряд ли Дума станет «многополярной» — мнение большинства будет доминировать. Одним словом, положение Аркадия Чернецкого останется незыблемым и в ближайшие годы.

Подводя итоги, можно сказать, что областная власть закончила череду выборов весьма неудачно. Более того, многие ее действия приобрели весьма неоднозначный смысл при учете перспективы. Например, встреча председателя областного правительства с группой депутатов Городской Думы. Напомним, что избранный спикером Яков Силин не был приглашен на эту встречу, в то время как его неудачливые оппоненты позиционировались тогда как будущие лидеры новой Думы. Что это было? Недальновидность, отсутствие достоверной информации, нескоординированность усилий различных структур? Чья-то частная инициатива?

И, наконец, последнее, что хотелось бы отметить. Прошедшие выборы подтвердили многократно высказанную ранее мысль о беспомощности политических структур, в разное время противопоставляемых политической машине городской администрации, на них не было слышно ни «Единства», ни тем более «Преображения».


Другие материалы по теме: