Медиа-холдинг Алексея Воробьева

В Свердловской области может быть создан новый медиа-холдинг, предназначенный для информационной поддержки возможной губернаторской кампании Алексея Воробьева.

Наблюдатели и ряд СМИ отмечают, что на протяжении последних месяцев губернатор Свердловской области Эдуард Россель фактически самоустранился от процессов реального руководства областью, выполняя скорее представительские, нежели управленческие функции.

В результате этого реальная власть над областью постепенно переходит в руки определенного контингента высокопоставленных чиновников областного правительства и администрации губернатора, которые в последнее время все чаще характеризуется с подачи ряда СМИ как «группа Воробьева-Рыжкова и примкнувший к ним Голубицкий».

Данная группа постепенно пытается установить свой контроль над различными рычагами политической и экономической власти, перестраивая под себя систему властных отношений, созданную Эдуардом Росселем. Наблюдатели не исключают, что конечной целью данной властной группы в среднесрочной перспективе является реанимация и осуществление плана «преемник», в соответствии с которым в Свердловской области должна произойти передача власти от Эдуарда Росселя к Алексею Воробьеву.

Одним из необходимых условий реализации этого плана является победа Алексея Воробьева на губернаторских выборах, которые, по прогнозам экспертов, могут пройти досрочно. Очевидно, что такая победа оказывается невозможной без серьезного информационного обеспечения и вполне определенных агитационных ресурсов, которыми данная властная группа в необходимом объеме пока не обладает.

Для достижения поставленной задачи чиновники этой группы и, в первую очередь, близкий к Алексею Воробьеву глава департамента информации администрации губернатора Александр Рыжков, предпринимают попытки перестроить сложившуюся группу СМИ, традиционно именуемую «губернаторским медиа-холдингом», с тем, чтобы на её месте выстроить альтернативную медиа-структуру, ориентированную на информационную поддержку Алексея Воробьева в качестве возможного кандидата на губернаторских выборах.

Известно, что до последнего времени контроль над большей частью информационных ресурсов областной власти осуществлял неизменный пресс-секретарь Эдуарда Росселя, глава департамента информации администрации губернатора Александр Левин. Но последние перестановки во властных структурах области, ставшие следствием победы «группы Воробьева» в долгой и многоходовой аппаратной партии против «группы Левина-Тарасова», привели к изменениям в распределении властных полномочий в сфере контроля за медиа-ресурсами.

Выход Левина из игры

Ослабление позиций Александра Левина в структуре власти Свердловской области впервые стало очевидно в октябре 2003 года, когда после губернаторских выборов Эдуард Россель обновил структуры исполнительной власти Свердловской области, в результате чего лишился своего поста глава администрации губернатора Анатолий Тарасов, вместе с Левиным возглавлявший фракцию так называемых «старых соратников» губернатора. Его замена Вениамином Голубицким – политиком относительно самостоятельным, но далеким от Александра Левина и его интересов, привела к определенному ослаблению влияния последнего.

Однако главный удар по позициям Александра Левина был нанесен уже после выборов в Госдуму в декабре 2003 года, когда губернатор, как считают – не без давления со стороны Голубицкого и Воробьева, провел кардинальные перестановки в структуре своей администрации. При проведении властной рокировки противники Левина использовали достаточно тонкий маневр: официально Александр Левин был повышен в должности до первого заместителя главы администрации. Но реально департамент информации губернатора перешел под контроль Александра Рыжкова – человека из ближайшего окружения Алексея Воробьева.

Кто осуществляет реальный контроль над деятельностью администрации, стало ясно при решении кадровых вопросов. В то время, как Эдуард Россель вместе с Александром Левиным находились с визитом в Москве, Александр Рыжков с одобрения Вениамина Голубицкого отправил в отставку весь кадровый состав департамента информации. Вернувшийся из Москвы Левин был поставлен перед свершившимся фактом.

С одной стороны, этот кадровый переворот привел к фактическому параличу деятельности департамента информации (она продолжает испытывать серьезнейший кадровый голод, так как собственной профессиональной команды у Александра Рыжкова нет), но, с другой стороны, Александр Левин лишился всех верных сотрудников и возможности влиять на работу департамента.

Одновременно Александра Левина убедили покинуть пост пресс-секретаря губернатора, который казался слишком низким для первого заместителя главы администрации. На эту должность был назначен Евгений Красиков – человек из окружения Голубицкого. Такой шаг позволил не только значительно урезать Левину «доступ к телу», но и лишить его возможности реально и постоянно влиять на информационную политику в области посредством пресс-релизов от имени губернатора.

В результате на данный момент влияние Александра Левина на информационную политику постепенно сводится на нет. Пока ещё он продолжает осуществлять частичный контроль над «Областной газетой» и «Областным телевидением», который основывается, однако, не на реальном влиянии Левина в структурах областной власти, а на старых личных контактах с руководителями данных СМИ. Но эти контакты сами по себе недостаточно надежны и не могут служить гарантией того, что уже в ближайшее время весь контроль над данными структурами не будет сосредоточен в руках «группы Воробьева». Наблюдатели не исключают и возможности смены руководства этих СМИ.

Снижение влияния Левина на информационную политику областных властей и постепенный переход контроля над ними к ведомству Александра Рыжкова позволяет говорить о том, что люди из окружения Алексея Воробьева фактически приступили к созданию масштабного медиа-холдинга, включающего в себя порядка 7-10 средств массовой информации.

Структура холдинга

Анализ нынешней информационной политики департамента информации губернатора заставляет предположить, что будущий медиа-холдинг будет строиться на основе уже существующих СМИ, лояльных Алексею Воробьеву. Это будет означать, что в него могут войти средства массовой информации самой различной направленности. Представляется, что наиболее перспективным критерием их градации может служить степень предполагаемой контролируемости СМИ со стороны областной власти и, более конкретно, группы Воробьева-Рыжкова.

К первой группе, которую можно условно назвать «придворной», должны быть отнесены СМИ абсолютно лояльные областной власти и столь же абсолютно зависимые от неё. К этой категории следует, в первую очередь, причислить средства массовой информации, принадлежащие структурам областной власти и финансируемые из областного бюджета – «Областное телевидение» и «Областную газету», которые традиционно транслируют официальную точку зрения департамента информации администрации губернатора. Несмотря на то, что пока эти СМИ находятся под влиянием Александра Левина, наблюдатели полагают, что уже в ближайшее время они могут перейти под полный контроль образующегося «медиа-холдинга» Воробьева.

Во вторую группу входят СМИ традиционно лояльные областной власти, но не финансируемые напрямую из областного бюджета. По мнению ряда компетентных аналитиков, при создании этих ресурсов структуры областной власти прямо или косвенно участвовали в формировании их материально-технической базы, содействовали в получении контрактов и оказали ряд других услуг. Именно поэтому, как считают наблюдатели, поступления от проведения информационной политики в интересах областных структур в их доходах традиционно превалируют над доходами от собственно коммерческой деятельности и являются приоритетными в стратегическом плане.

Наблюдатели полагают, что данный «слой» создаваемого холдинга может быть представлен студией «Телевизионное агентство Урала», информационными агентствами «Новый Регион» и, отчасти, «УралПолит.ру».

К третьей, наиболее многочисленной группе относятся так называемые «союзнические» СМИ, которые отличает общая черта: все они контролируются областной властью через «дружественные структуры». К этой категории могут быть отнесены информационное агентство «Регион-Информ» и журнал «Ревизор», которые, по информации из ряда источников, финансируются СУАЛ-Холдингом, «10 канал» и «УралИнформБюро», контролируемые предпринимателем Павлом Федулевым, ряд других, в том числе и корпоративных СМИ.

Все эти средства массовой информации не отличаются высокими рейтингами и влиянием на общественное сознание, но, с другой стороны, отличаются дешевизной в использовании: администрация губернатора оказывается избавленной от необходимости обеспечивать полноценное финансирование данных проектов, существующих за счет своих «хозяев». Впрочем, самообеспечение «союзнических СМИ» имеет и оборотную сторону: их приверженность информационной политике холдинга будет напрямую зависеть от позиций их «хозяев», лояльность которых группе Воробьева-Рыжкова-Голубицкого вызывает определенные сомнения у наблюдателей.

Проблемы

Впрочем, по мнению наблюдателей, отсутствие полного контроля над «союзническими» СМИ со стороны руководства предполагаемого медиа-холдинга является далеко не главной проблемой, могущей встать на пути его создания.

Во-первых, следует отметить низкую эффективность создаваемого медиа-холдига, особенно в свете поставленных перед ним задач по подготовке информационного пространства губернаторской кампании Алексея Воробьева и информационному сопровождению этой кампании.

Практически все входящие в него средства массовой информации, рассчитанные на широкую аудиторию и пригодные для массовой агитации (то есть газеты и телеканалы) отличаются весьма низкими рейтингами, их аудитории весьма ограничены. Оба телеканала, над которыми стремится установить контроль Александр Рыжков – «Областное телевидение» и «Десятый канал» – находятся в самом низу традиционных рейтингов, составляемых различными социологическими фондами. По мнению экспертов, их реальная ценность в качестве агитационных ресурсов равняется аналогичному показателю выходящей на них программы «Новости 9 1/2» Телевизионного агентства Урала, которое и так давно контролируется приближенными Алексея Воробьева. В то же время, методы работы Александра Рыжкова с вверенными ему СМИ не позволяют надеяться на то, что уровень собственных телепередач этих каналов поднимется на такую высоту, которая позволит им существенно увеличить собственную аудиторию.

В ещё большей степени это касается печатных СМИ нового холдинга – «Областной газеты» и журнала «Ревизор». «Облгазета» изначально создавалась в качестве официального печатного органа областной власти, предназначенного, в первую очередь, для публикации законодательных актов, и присущий ей неистребимый дух официоза не позволяет надеяться, что она когда-нибудь превратится в массовое издание, интересное рядовым читателям. «Ревизор» же выходит столь ограниченным тиражом и распространяется среди столь узкого круга лиц, что никак не может считаться изданием, способным влиять на общественное мнение в области и потому быть пригодным для масштабной предвыборной агитации.

Несколько более успешны многочисленные интернет-проекты, которые могут войти в предполагаемый холдинг Александра Рыжкова. Конечно, борьба в этом информационном пространстве имеет достаточно важное значение, особенно в промежутке между политическими кампаниями. Но, учитывая, что предполагаемая аудитория этих СМИ ограничивается несколькими сотнями, максимум – тысячами человек, вращающихся в политической и околополитической среде, сложно предположить, что интернет-проекты смогут стать надежным агитационным рупором во время предвыборной агитационной кампании, направленной на 3 миллиона избирателей Свердловской области.

Впрочем, наблюдатели отмечают, что невысокая эффективность и принципиальная узость охватываемой аудитории, недостаточная для выполнения медиа-холдингом его главной миссии – проведения информационной поддержки предвыборной кампании Алексея Воробьева – являются не единственными недостатками создаваемого консорциума СМИ.

Наблюдатели отмечают, что медиа-объединения и отдельные СМИ, создаваемые в интересах Алексея Воробьева Александром Рыжковым, имеют тенденцию выходить из-под контроля своих создателей. Причина этого, по мнению участников медиа-рынка, кроется в личных качествах Александра Рыжкова, специфическим образом организующего работу с вверенными ему СМИ.

Так, в 2002 году, когда впервые возникла идея позиционирования Алексея Воробьева в качестве преемника Эдуарда Росселя, Александр Рыжков уже создавал медиа-холдинг, предназначенный для «раскрутки» областного премьер-министра. Тогда в созданную им «Уральскую Медиа Группу» вошли газета «Капитал», информационное агентство «Регион-Информ», журнал «Ревизор», ряд других СМИ. Спонсором проекта, по информации из ряда источников, выступила Группа СУАЛ. Уже менее чем через полгода после создания из всего холдинга в составе «Уральской Медиа Группы» остался только малотиражный журнал «Ревизор», остальные СМИ вышли из-под контроля Рыжкова.

Более того, наблюдатели отмечают тенденцию, в соответствии с которой СМИ, созданные при участии Александра Рыжкова, регулярно оказываются «по другую сторону баррикад», оставляя своего создателя ради противоположного политического лагеря. Так, согласно информации, поступающей из источников, близких к издательскому дому «Капитал», это издание уже в ближайшее время может перейти под контроль администрации Екатеринбурга.

Следует отметить, что та же судьба постигла и другой политический медиа-проект Александра Рыжкова – интернет-портал «ПолитСовет». Этот ресурс, созданный и «раскрученный» по заказу и на средства Александра Рыжкова, в губернаторскую и мэрскую кампании 2003 года стал настоящим рупором оппозиции.

Все это позволяет предположить, что создаваемый медиа-холдинг может оказаться классическим примером «бумажного тигра», который не только не сможет занять достойное место в медиа-пространстве Урала и оказать реальное влияние на политическую ситуацию в регионе, но и при первых же трудностях «развалится» на составляющие, часть из которых, вполне возможно, впоследствии окажется на стороне противников Алексея Воробьева.


Другие материалы по теме: