«Областная газета» и Станислав Лавров считают, что «Лучше меньше, да лучше»

16 марта 2004 (09:09)

Изменения, которые происходят сейчас в структуре федерального «правительства, привлекают внимание многих россиян. Ведь от эффективной работы кабинета министров будет во многом зависеть наше будущее.

В этих изменениях прежде всего заметен отказ от отраслевого принципа управления. Видимо, в дальнейшем руководство страной будет осуществляться в основном не по отраслям, а по целым направлениям общественного развития.

Поэтому в правительстве радикальным образом сокращено количество министерств - выжжено каленым железом 13 из 30. Правда, появилось 5 новых министерств.

Из уничтоженных министерств можно назвать хотя бы Минэнерго, Минатом, Минпромнауки. А вместо этих структур образовано многофункциональное, но довольно компактное ведомство — Министерство промышленности и энергетики, которое взяло на себя функции упомянутых организаций. Оно включает в себя: федеральные агентства — по промышленности, по энергетике, по строительству и ЖКХ, по атомной энергии, по космосу, и федеральные службы — по атомному надзору и прочие.

По сути дела, некоторые нынешние российские министры будут иметь больше полномочий, чем прежние вице-премьеры кабинета. Кстати, сокращение должностей вице-премьеров (уцелела лишь одна из шести) позволит повысить ответственность министров за свои решения.

Естественно, все преобразования в российском правительстве преследуют в первую очередь важную цель — повысить эффективность управления государством. Ведь только при высокоэффективном руководстве страной возможна реализация национальной идеи, предложенной президентом Владимиром Путиным, — достижение высокой конкурентоспособности нашего государства.

Послужит повышению эффективности руководства страной и новая трехуровневая структура правительства. Ведь ранее многие службы, комитеты и прочее подчинялись напрямую премьер-министру и его замам. Сейчас почти все службы и агентства правительства находятся в подчинении у министров.

Еще одно хорошее новшество — в кабинете министров будут разделены функции установления прав, надзора и оказания государственных услуг. Министерства будут разрабатывать законы и другие документы и нести так сказать политическую ответственность за ситуацию в своей сфере. Различные службы станут осуществлять надзор за выполнением всех требований, предписываемых законом. Они же будут регистрировать права и предоставлять лицензии. Агентства будут оказывать госуслуги, «рулить» госимуществом, финансировать подведомственные министерству учреждения и так далее.

Но не успели преобразования в российском правительстве начаться, как у них появились критики. Они, в основном, выступают за более радикальные перемены в исполнительной власти. Но как бы при таких переменах мы не потеряли управляемость государства. К тому же следует учитывать, что изменения в структуре правительства, как об этом было объявлено, — лишь первый и промежуточный этап давно задуманной в стране административной реформы.

Кстати, в некоторых аспектах этой реформы в Свердловской области опередили центр. Так, в самом начале этого года у нас тоже были преобразованы министерства. К примеру, создано министерство промышленности, энергетики и науки, которое взяло на себя работу министерств металлургии, промышленности и некоторых других ведомств.

Будем надеяться, что административная реформа будет продолжена. Многого можно было бы добиться, к примеру, если бы при преобразованиях в органах управления восторжествовал бюджетный принцип. То есть ведомствам должны сказать: «Вот вам столько-то денег — думайте сами, сколько нужно людей для того, чтобы вся ваша работа была сделана».

В этом случае, думается, ведомства немедленно сократят малопродуктивных сотрудников — чтобы платить побольше высокоэффективным работникам. Как говорится — лучше меньше, да лучше. Но, к сожалению, такая возможность маневрирования средствами представлена пока лишь Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Другие материалы по теме: