RBC daily: Зерновые интервенции не помогли сбить цену на зерно в РФ
16 марта 2004 (16:11)
За первые четыре недели интервенций государство реализовало зерноперерабатывающим предприятиям 40% госфонда зерна, однако это не помогло сбить цену на зерно.
Такой результат не стал неожиданным для участников рынка – государственного зерна оказалось слишком мало для того, чтобы повлиять на весь рынок. Если в ближайшее время динамика цен и будет меняться, то причиной этому станут сезонные и административные факторы.
Опрошенные RBC daily эксперты аграрного рынка считают, что интервенции не будут эффективными до тех пор, пока не станут более масштабными, а механизм их запуска – автоматическим. Но даже если в результате интервенций цена на зерно и будет меняться, их необходимость останется под сомнением. Для того чтобы цены устраивали как производителей, так и потребителей, необходимо полностью реформировать систему государственного вмешательства на зерновом рынке по образцу Европы и США, заменив интервенции гарантированными закупочными ценами и субсидиями необеспеченным семьям.
Продажа зерна из госфонда, начавшаяся 18 февраля 2004 г., осуществляется впервые на фоне низкого урожая в 2003 г. и повышения цен на зерно. По данным центра «СовЭкон», всего с начала интервенций заключено договоров на поставку 602 тыс. т. зерна, из которых 175 тыс. т. приходится на пшеницу 3-го класса, 346 тыс. т. – на пшеницу 4-го класса и 81 тыс. т. – на продовольственную рожь. Между тем продажа государственного зерна не привела к существенному снижению цен на зерновом рынке, несмотря на ожидания организаторов интервенций.
Те участники зернового рынка, которые поддерживали идею зерновых интервенций, объясняют отсутствие эффекта от их проведения техническими факторами. «Порядок интервенций ограничивает количество покупателей мукомольными предприятиями, – объяснил RBC daily вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. – Интервенционное зерно не поступает на рынок, торговые сессии являются закрытыми. Поэтому это и не должно напрямую влиять на уровень рыночных цен. В неявной форме интервенции повлияют на цены, только если мукомольные комбинаты закупят необходимое количество зерна и перестанут покупать его на рынке». По его словам, организаторы интервенций вообще не ставили своей задачей сбить цену предложения зерна. «Главная задача интервенций – сделать так, чтобы цена на хлеб росла на уровне инфляции или чуть быстрее, чем инфляция. То есть для того, чтобы понять, насколько интервенции были успешными, нужно смотреть на цену на хлеб, а не на зерно», – говорит представитель РЗС.
Такой результат не стал неожиданным для участников рынка – государственного зерна оказалось слишком мало для того, чтобы повлиять на весь рынок. Если в ближайшее время динамика цен и будет меняться, то причиной этому станут сезонные и административные факторы.
Опрошенные RBC daily эксперты аграрного рынка считают, что интервенции не будут эффективными до тех пор, пока не станут более масштабными, а механизм их запуска – автоматическим. Но даже если в результате интервенций цена на зерно и будет меняться, их необходимость останется под сомнением. Для того чтобы цены устраивали как производителей, так и потребителей, необходимо полностью реформировать систему государственного вмешательства на зерновом рынке по образцу Европы и США, заменив интервенции гарантированными закупочными ценами и субсидиями необеспеченным семьям.
Продажа зерна из госфонда, начавшаяся 18 февраля 2004 г., осуществляется впервые на фоне низкого урожая в 2003 г. и повышения цен на зерно. По данным центра «СовЭкон», всего с начала интервенций заключено договоров на поставку 602 тыс. т. зерна, из которых 175 тыс. т. приходится на пшеницу 3-го класса, 346 тыс. т. – на пшеницу 4-го класса и 81 тыс. т. – на продовольственную рожь. Между тем продажа государственного зерна не привела к существенному снижению цен на зерновом рынке, несмотря на ожидания организаторов интервенций.
Те участники зернового рынка, которые поддерживали идею зерновых интервенций, объясняют отсутствие эффекта от их проведения техническими факторами. «Порядок интервенций ограничивает количество покупателей мукомольными предприятиями, – объяснил RBC daily вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут. – Интервенционное зерно не поступает на рынок, торговые сессии являются закрытыми. Поэтому это и не должно напрямую влиять на уровень рыночных цен. В неявной форме интервенции повлияют на цены, только если мукомольные комбинаты закупят необходимое количество зерна и перестанут покупать его на рынке». По его словам, организаторы интервенций вообще не ставили своей задачей сбить цену предложения зерна. «Главная задача интервенций – сделать так, чтобы цена на хлеб росла на уровне инфляции или чуть быстрее, чем инфляция. То есть для того, чтобы понять, насколько интервенции были успешными, нужно смотреть на цену на хлеб, а не на зерно», – говорит представитель РЗС.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал постановление о проведении това ...
- «Ведомости»: За первую неделю товарных интервенций Правительство РФ сумело ...
- «Ведомости»: Правительство России будет покупать зерно нового урожая по бол ...
- Минсельхоз РФ направил премьер-министру предложение о начале товарных интер ...
- Цена на хлеб будет расти независимо от товарной интервенции на зерно