«КоммерсантЪ-Урал» и Игорь Кулешов сообщают, что «Metro ищет точку опоры в Екатеринбурге»

8 апреля 2004 (09:47)

Вчера представили «Metro Cash & Carry International» провели очередной раунд переговоров со свердловскими властями. Компания окончательно подтвердила намерение построить в Екатеринбурге два торговых центра, причем первый уже летом будущего года. Владельцы местных торговых центров признаются, что приход Metro существенно осложнит жизнь местным торговым операторам. И, в первую очередь, мелкооптовым рынкам, в формате которых работает эта компания.

«Metro Cash & Carry International» была образована в 1996 г. в результате слияния трех компаний — Metro Cash & Саrrу, Kaufhof Holding AG и Asko Deutsche Kaufhaus AG. Сегодня группа насчитывает 2000 магазинов в 21 стране и является третьей в мире по величине торговой компанией после американской Wal-Mart Stores, Inc. и французской Carrefour (сеть Carrefour-Promodes). Согласно рейтингу FT, Metro входит в число 500 крупнейших компаний мира. Экспансию в Россию компания начала в 2000 году, открыв в Москве первый торговый центр. В настоящее время Metro имеет 7 действующих ТЦ (5 в Москве и 2 в Санкт-Петербурге), еще 3 — в Ростове, Ярославле и Казани — находятся в стадии строительства. Компания работает в формате мелкооптовой торговли Cash & Саrrу, круг ее потребителей составляет малый и средний бизнес — мелкие магазины, бары, гостиницы, кафе, рестораны.

Екатеринбург, входящий в пятерку городов с наиболее крупным товарооборотом в стране (в 2003 году он составил 134,1 млрд руб. — «Ъ»), привлек внимание Metro еще год назад. Как уже сообщал «Ъ», исследовав розничный рынок уральской столицы, компания включила ее в список городов, где целесообразно развивать формат Cash & Carry. Как рассказала „Ъ” пресс-секретарь компании Юлия Белова, строительство торгового комплекса стоимостью более 15 млн евро в Екатеринбурге было включено в бизнес-план компании на 2005 год.

В начале текущего года представители Metro представили свой проект властям Екатеринбурга, которые пообещали оказать содействие в оформлении земельного участка под строительство. Однако с выбором площадки возникла проблема. Как рассказали «Ъ» в Главархитектуре города, компанию не устроил ни один из предложенных вариантов. «Им был предложен ряд участков за городом, у объездной дороги, но им это показалось слишком далеко, и они попросили площадку ближе к жилым кварталам», — пояснила заместитель начальника Главархитектуры Надежда Лыжина. Что, по ее словам, было сложно сделать, поскольку проект Metro предполагает строительство ряда невзрачных одноэтажных комплексов на площади более 13 тыс. кв. м.

Вчера представители Metro вновь попытались решить вопрос с земельным участком. Как рассказал «Ъ» пресс-секретарь губернатора области Евгений Красиков, на встрече с Эдуардом Росселем директор «Metro Cash & Carry International» по Восточной Европе и России Франс Муллер заявил о намерении построить в Екатеринбурге два торговых комплекса, причем первый — уже летом 2005 года. И попросил помочь в выделении подходящих площадок. Как стало известно «Ъ», губернатор пообещал оказать содействие компании: сразу после переговоров представители Metro поехали осматривать участки, подготовленные совместно областными и городскими властями с учетом пожеланий немецких бизнесменов.

Свердловские бизнесмены спокойно отреагировали на намерение Metro прийти на уральский рынок. По мнению владельцев крупных ТЦ, приход иностранной компании с годовым оборотом в несколько миллиардов евро существенно изменит лицо уральской торговли. «Приход Metro символизирует конец эпохи оптовых рынков, с которыми она работает в одном формате (Cash & Carry — «Ъ»). Начинается эпоха крупных торговых терминалов, которые более удобны для работы и с оптовиками, и с розничным потребителем», — убежден исполнительный директор союза участников потребительского рынка «Альянс» Алексей Подоляко. По его мнению, клиентами Metro станут прежде всего предприниматели, по традиции закупающие продукцию на оптовых рынках. «Metro работает в этом же формате, но предоставляет более удобные условия обслуживания», — отмечает господин Подоляко.

Впрочем, бизнесмены допускают, что Metro осложнит жизнь и крупным торговым центрам, которые работают в аналогичном формате. Например, торговым комплексам «Мегамарт», входящим в систему «Юниленд», которые работают как с розничными, так и с мелкооптовыми клиентами. Однако источник «Ъ» в «Мегамарте» сообщил, что, вероятнее всего, Metro не воспользуется тактикой агрессивного вхождения на рынок. «Не думаю, что они будут демпинговать, здесь это достаточно сложно делать. Наши цены и так на 7-10% ниже, чем в Москве. Скорее всего, они будут искать относительно свободные ниши во взаимодействии с мелкооптовым покупателем», — считает источник.

С этим согласны и другие бизнесмены, по мнению которых «свободных ниш» на уральском розничном рынке довольно много. «Ассортимент товаров в «Мегамарте» составляет порядка 25 тыс. наименований. Это лишь четверть от того ассортимента, который на сегодня представлен в торговле», — отмечает Алексей Подоляко. По его мнению, Metro — игрок цивилизованный, поэтому компания не станет входить на уральский рынок непродуманно, полностью дублируя ассортимент имеющейся здесь продукции. «Конечно, кого-то из представленных здесь производителей они будут продвигать. Но я не думаю, что эта продукция будет их локомотивом. Скорее всего, в Metro будут представлены марки менее известные, но интересные в плане продвижения», — считает господин Подоляко.


Другие материалы по теме: